Франц гарднер


Фарфоровый завод Гарднера: клейма, выпускаемая продукция

Богатая история завода
Разнообразие изделий
Клейма фабрики Гарднера

Богатая история завода

Гарднеровский период

Завод Гарднера имеет долгую и богатую историю, которая не заканчивается и по сей день. Начало предприятию было положено в 1766 году в небольшом селе Вербилки, расположенном в Дмитровском уезде Московской губернии. Основателем фабрики считается Ф.Я. Гарднер, передавший ее своему сыну Ф.Ф. Гарднеру в конце 18-го века. На протяжении 126 лет с момента открытия завода предприятие было сосредоточено в руках потомков основателя Франца Яковлевича Гарднера, среди которых были его внуки Александр, Петр и Николай, а затем сыновья Петра Владимир и Николай. Наконец, Елизавета Николаевна, которая являлась вдовой Павла (брата Владимира и Николая), в 1892 году продала фабрику промышленнику М.С. Кузнецову, что ознаменовало конец гарднеровского и начало кузнецовского периода.

Начав с изготовления небольшого количество опытного фарфора, Франц Яковлевич Гарднер к моменту своего ухода из жизни в 1796 году превратил фабрику в лучшее частное предприятие России по изготовлению фарфора. Памятник ему в настоящее время украшает Парк культуры и отдыха в поселке Вербилки.

За время правления трех поколений наследников предприятие переживало разные времена. Так, после смерти Франца Францовича Гарднера, сына основателя, в наследство вступила его супруга, под руководством которой фабрика пришла в упадок. Однако позже ее сыновья вновь наладили производство и продолжили выпуск прославленного фарфора. Но по разным причинам на момент продажи предприятие находилось не в лучшем своем состоянии.

Интересно, что в трудные для фабрики времена с нее ушли работники Милли, Рейнер и Кобоцки, усилиями которых потом было создано два сильнейших конкурента гарднеровской мануфактуры. Это завод Попова и фабрика Ауэрбаха.

Кузнецовский период

Получив в свое распоряжение не только завод, но и все его богатейшее наследие, опытный промышленник Кузнецов возродил производство. Имея собственное фарфорово-фаянсовое производство, Кузнецов отлично разбирался в этой теме и сумел увеличить выпуск продукции Гарднера. При этом на изделиях продолжали ставить клейма Гарднера, что позволило сохранить прежних покупателей гарднеровского фарфора. За годы правления заводом Кузнецов продолжал выпуск фарфора по тем образцам и формам, которые за сотню с лишним лет скопились на предприятии в большом количестве.

Матвей Сидорович Кузнецов (1846–1911).

Советское время

Многим российским фарфоровым мануфактурам не удалось пережить отмену крепостного права в 1861 году, а также революционный период начала XX века. Однако завод Гарднера миновал и эти трудные времена. После национализации он получил название Дмитровского фарфорового завода. В советское время завод частично выпускал продукцию по прежним формам, но все более переходил на востребованный тогда фарфор среднего качества. В это же время появились так называемые агитационные изделия, на которых изображали рабочих и писали призывы. Так появлялись чашки, кружки, вазы с призывами: «Крепи колхоз», «Все в культпоход» и подобными им.

Агитационный фарфор.
Сухарница.
Дмитровский фарфоровый завод.
1930-е.

Среди известных работ советского периода можно отметить фарфор скульптора С.М. Орлова, прославившегося своими сюжетными работами «Конек-горбунок», «Клоун» и некоторыми другими.

Скульптура С. Орлова
«Конек-горбунок».
Дмитровский фарфоровый завод,
1950-60 гг.

Завершается советский период завода в 1991 году, когда предприятие выкупили его работники. С этого времени следующим названием завода стало ЗАО «Фарфор Вербилок».

Настоящее время

Основной целью завода «Фарфор Вербилок» является сохранение традиций дореволюционного фарфора. На легендарном предприятии до сих пор основным является ручной труд, а фарфоровые изделия создают по старинным рецептам.

Цех завода
«Фарфор Вербилок»
в настоящее время.

За успехи в фарфоровом производстве завод неоднократно награждали на выставках и мероприятиях разного уровня.

Здание завода
«Фарфор Вербилок»
в настоящее время.

Разнообразие изделий

Знаменитые сервизы

История орденских сервизов мастеров завода Гарднера, по праву считающихся их лучшими творениями, началась с довольно неприятной для промышленника истории. Поскольку Гарднер не был дворянином и по закону не имел права на крепостных крестьян, ему пришлось оформить купчую на них на своего знакомого помещика Вырубова. Но в 1777 году помещик угодил в тюрьму, что грозило Гарднеру потерей всех работников. Чтобы спасти свою фабрику, промышленник в спешном порядке создал для императрицы Екатерины II великолепный орденский сервиз Георгиевский и добился ее аудиенции. Понимая, кому предназначается сервиз, мастера расстарались на славу, так что работа была по достоинству оценена императрицей.

Детали Георгиевского сервиза.
Завод Гарднера.1777 г.

После этого фабрика Гарднера выпустила ко Двору еще три сервиза (Владимира, Андрея Первозванного и Александра Невского), а сам фабрикант был удостоен чести клеймить свой фарфор изображением московского герба. В каждый из сервизов входило огромное количество предметов (до полутора тысяч). Каждый год их использовали для проведения царских праздничных трапез.

Тарелка из Александровского
сервиза.
Завод Гарднера.
1778-1780 гг.


Многообразие тематик

Работая в столь популярном в то время «цветочном» направлении, к 1780-м годам мастера завода придумали свои рисунки цветов, ставшие символом фарфора Гарднера. Это многочисленные рисунки роз, цветков шиповника, тюльпанов, которые изображали самостоятельно или в композиции с другими цветами.

Фаянсовая миска с крышкой.
Завод Гарднера.
Начало XIX в.


Блюдо с цветочным орнаментом.
Завод Гарднера.
Вторая половина XVIII в.

В работах цветочной тематики живописцев завода Гарднера частенько прослеживается позаимствованные у европейских мастеров изображения подвешенных на лентах корзин с цветами.

Чайная пара. Завод Гарднера. 1770-1780 гг.

Во время войны в 1812-ом и последующие годы завод Гарднера выпускал множество изделий на военную тему. Большой популярностью в это время пользовались сервизы с изображением Кутузова, Багратиона и других видных военных деятелей. Одной из значительных работ этого периода считается сервиз с карикатурами на армию Наполеона.


В отличие от других заводов, в работах которых часто звучали античные мотивы, предприятие Гарднера прибегало к теме античности только в заказных произведениях, поскольку мастера больше ориентировались на разработку собственных тематик. Одной из них стала русская тема, показавшая новую страну, населенную людьми простых профессий. На эту тему была создана серия скульптур «Волшебный фонарь», которая изобилует фигурками крестьян, дворников, лакеев и других простых людей.

Фигура «Крестьянин» из серии «Волшебный фонарь». 1820-е.


Чернильница «Поставщик». Завод Гарднера. 1820 г.


«Суд сельского констебля».
Завод Гарднера. 1860 г.

Не избежали мастера завода и столь популярной в то время романтической тематики. Они создавали скульптуры женщин с обнаженной грудью, открытыми ногами или полностью обнаженных девушек, занимающихся повседневными делами. Так появились фигурки девушек, разносящих еду, стригущих ногти, собирающих фрукты, или занимающихся другой работой.

Полуобнаженная, собирающая виноград. Завод Гарднера. Около 1840 г.

Посуда

Уже через несколько лет работы завода Гарднеру удалось выпускать посуду высокого качества, которую характеризовал белый фарфор, чистая глазурь и разнообразная палитра. В многообразных предметах посуды, выпущенной в первые годы работы фабрики, прослеживается подражание работам иностранных мастеров. Аналогично дело обстояло и с техниками. Например, многие предметы посуды расписывали с применением европейской техники мушель, при использовании которой предмет посуды покрывался одним цветом, а в центре изделия оставляли небольшое пространство для изображения цветочной композиции или какого-либо сюжета.

Трактирный чайник,
выполненный в стиле мушель.
Завод Гарднера.

Если в первые годы работы фабрики на ней выпускали только фарфор, то уже с 1829 года мастера стали изготовлять фаянсовые изделия. В основном это была предназначенная для повседневности посуда. Также завод Гарднера стал первым в России предприятием, выпускающим изделия из опака. Чтобы подчеркнуть это, мастера вписывали в заводские клейма слово «опак».

Посуда была очень разнообразной и предназначалась как просто состоятельным людям, так и аристократам с высоким достатком и утонченным вкусом. Для последних посуду делали с искусными узорами, высокими изящными ручками, тщательно прорисованными сюжетами и обильной позолотой.

Чайная пара «Гусар».
Фабрика Гарднера.
1-я половина XIX в.


Чайный сервиз на 2 персоны.
Фабрика Гарднера. XIX в.

Клейма фабрики Гарднера

Гарднеровский период

За свою долгую историю завод Гарднера обзавелся множеством клейм, которые исполнялись в самых разных вариантах. В них во многом прослеживается подражание другим мануфактурам, а также следование требованиям царских указов того периода.

Самой первой меткой, появившейся еще до 1770 годов, является русская буква «г». Ее изображали большой или маленькой до того, как на изделие наносили глазурь. Также встречаются варианты вдавленной или процарапанной в массе буквы.


Одновременно с буквой «г», обозначающей начальную букву фамилии Гарднер, ставили и аббревиатуру МФЯГ. Она расшифровывается как мистер Франц Яковлевич Гарднер. В этом смысле указанное обозначение схоже с клеймом КРМ на мейсенском фарфоре, которое также обозначало сокращение от Konigliche Porzellan Manufaktur.


В данный исторический период многие мануфактуры ставили клейма на французском языке. Не избежал такой участи и завод Гарднера в Вербилках. Начиная с 1770-х годов среди клейм завода появилась французская буква G, которую на протяжении многих десятилетий обозначали самым разным образом.


Разнообразие исполнений, вероятно, связано с отсутствием ограничений в нанесении клейма. Мастер мог сделать букву круглой или сжатой, изобразить длинный хвостик или чисто символический. Чаще всего это клеймо завода Гарднера встречается в синем цвете, а также вдавленным в массу. Обычное исполнение — подглазурно, но есть и надглазурные варианты, а также встречается красное надглазурное клеймо в виде буквы G.

В период с 1800 по 1825 годы буква G превращается в некий крючок, из-за чего она стала походить на клеймо завода А.Т. Сафронова. Сафроновские клейма тоже выполняли синей краской до нанесения глазури. Также обозначение FG, которое изредка встречается на изделиях завода Гарднера, иногда путают с числом 16.


Чтобы избежать путаницы, рядом с буквой G или самостоятельно ставили клеймо ГАРДНЕРЪ или на французский манер GARDNER. При этом встречаются случаи, когда вокруг вдавленного в массу слова оставалась прямоугольная рамка.


На некоторых изделиях буква G сопровождается дополнительными значками: звездочками, кружками, палочками, буквами. Такие элементы могут означать свои технические пометки мастеров завода.


Уже с начала 1770-х годов появилось клеймо в виде скрещенных мечей, что является имитацией клейма мейсенского фарфора. Мечи также изображались в разных вариациях: одни из них больше напоминают две буквы «х», другие содержат дополнительные элементы в виде звездочки или буквы G.


Одновременно с простыми клеймами использовали и более живописные, на которых запечатлены те или иные элементы московского герба. Их ставили на изделия, созданные для экспорта, или на дорогих фарфоровых и фаянсовых работах. Для этих клейм характерно присутствие всадника на коне, двуглавого орла, замысловатых узоров, а также надписей, поясняющих происхождение фарфора. Это были инициалы и фамилия владельца завода на русском и иностранном языке, то есть «Ф.Б. Гарднер», указание местоположения завода («Въ Вербилкахъ», «Въ Москве»), а также пометка об использованных материалах («Опакъ»).


Клейма с рисунками и надписями усложняли постепенно. В 1830-х гг. они обычно сводились к простому изображению всадника на коне и обозначению владельца фабрики.


В последующие годы клейма делали более насыщенными: тщательнее прорисовывали основные элементы, добавляли больше краски.



Советский период

После национализации предприятия и переименования в Дмитровский фарфоровый завод сменились и его клейма.

В период 1917-1940 гг. на клеймах изображали герб СССР или отдельные его части и указывали название завода.



В последующий период с 1940 по 1954 гг. из клейм исчезает герб и появляется изображение фарфоровой продукции.


В период с 1954 по 1965 гг. клейма кардинально меняют свой образ. Скромная аббревиатура ДФЗ с припиской «Вербилки» приходит на смену прежних изображений.


В период 1965-1991 гг. происходит еще одна кардинальная смена образа. На этот раз на клейме появилось изображение лося.


Постсоветский период

После приобретения завода рабочими клеймо сохранило изображение лося, но стало более живописным.


Страницы истории фарфорового завода Ф. Я. Гарднера

Фарфор до начала XVIII века был для европейцев загадочным и дорогим «китайским секретом». Европейцы неоднократно предпринимали попытки раскрытия секрета производства фарфора, и лишь в XVIII веке они увенчались успехом: в немецком городе Мейсене была изобретена формула настоящего твердого европейского фарфора.

Редкостные фарфоровые изделия были доступны только для небольшого круга избранных — самых богатых людей того времени. Их ценили наравне с золотом, и мастера тщательно охраняли секрет своего производства. Фаянсовые и фарфоровые мануфактуры создавались при королевских дворах. В нашей стране первый фарфоровый завод был основан в Петербурге в 1744 году. Изначально завод принадлежал династии Романовых и производил посуду и иные предметы из фарфора исключительно для царского двора. Завод практиковал мелкосерийное производство, а его продукция была чрезвычайно дорогостоящей и очень редко выставлялась на продажу. Государственный исторический музей Южного Урала, не располагая изделиями Императорского фарфорового завода, имеет, однако, коллекцию продукции первых частных российских фарфоровых предприятий — Гарднера, Попова, Батениных, Корнилова, Храпунова-Новаго,— появление которых относится к 1760–70 годам. Лучшим из них по праву считается завод Франца Яковлевича Гарднера.

Завод Ф. Я. Гарднера был основан в сельце Вербилки на реке Дубне, что в 24 километрах от города Дмитрова (ныне районный центр в Московской области). Выбор Вербилок был не случайным и повлиял на историю предприятия. Река и окружающие леса не только являлись для него источником энергии, но и обеспечили на многие годы сохранение в тайне секретов производства. Завод был удален от промышленных и культурных центров и ограничен в возможности привлечь на постоянную работу профессиональных художников, лепщиков и других специалистов. Он должен был на месте растить своих мастеров и художников, искать искусных умельцев среди крестьян и жителей монастырских слобод. Основатель завода Франц Яковлевич Гарднер — обрусевший английский купец. Прежде чем открыть свою фабрику, он много путешествовал по России в поисках особой глины для производства фарфора, лучшей оказалась «глуховская глина», найденная им в Малороссии, на Черниговщине. Решив вопрос с сырьем, Ф. Я. Гарднер поставил себе цель обеспечить Российскую империю собственной фарфоровой посудой, наладив ее масштабное производство. Со времени основания и до 1891 года фабрика принадлежала трем поколениям Гарднеров. «В 1754 году началось проведение таких важных работ по подготовке производства, без которых не могло быть самой фабрики». В 1766 году было получено разрешение на ее строительство. Хотя годом официального открытия фабрики считается 1766-й, сами Гарднеры считали годом образования 1754-й. В 1854 году они отметили столетие своей фабрики. В память об этом событии была изготовлена плакетка. Она изображает московский герб (первая официально признанная марка завода) и содержит дату «1754». Фарфор изначально был европейским, так как первых мастеров Ф. Я. Гарднер выписал из того же прославленного саксонского Мейсена. Кроме того, он пригласил И. Миллера, работавшего на Императорском фарфоровом заводе и знакомого с рецептурой фарфоровой массы Д. Виноградова. Благодаря этому Ф. Я. Гарднер довольно быстро наладил производство высококачественного фарфора, соперничавшего с продукцией Императорского фарфорового завода.

Ф. Я. Гарднер получал заказы от Императорского двора на изготовление орденских сервизов (Георгия Победоносца, Андрея Первозванного, Александра Невского, св. князя Владимира), «собственного» столово-десертного сервиза для будущего императора Павла I. В 1829 году на первой публичной выставке российских изделий (Петербург) большая амфорообразная ваза с изображением столичного Большого театра публично подтвердила высокое качество продукции завода Гарднера, хотя изготовление ваз не было его ведущим направлением.

Марка Гарднеров служила эталоном для большинства русских производителей фарфора. Изделия завода не раз отмечались самыми высокими наградами, в том числе международными. Характерной чертой массовых изделий гарднеровской фабрики XVIII века являлась простота. В отличие от Императорского завода фабрика Гарднера работала в расчете на широкого потребителя и вырабатывала устойчивые образцы массовой посуды и ее росписи.

Первая четверть XIX века положила начало новому этапу в развитии фарфора Гарднера. Заводские художники отказались от прямых подражаний европейским образцам и стали искать свой собственный стиль. Фабрика Гарднера была одной из ведущих в России и вплоть до середины XIX века не имела конкурентов. Фарфор по своему уровню не уступал европейским образцам. В 1856 году фабрика Гарднера получила звание поставщика Двора Его императорского величества. За качество продукции в 1875 году она получила право ставить на свои изделия изображение московского герба.

Основной ассортимент завода был представлен чайной посудой. Она виртуозно украшалась букетами цветов. Изготавливались «именные» чашки с родовыми гербами и монограммами, чашки с портретами героев Отечественной войны 1812 года, «военные» тарелки (по гравюрам с рисунков французских художников). Особое очарование гарднеровскому фарфору придавали пластические детали — навершия крышек, фигурные подставки для сосудов и тому подобное. Большое достижение того времени — цветные фоны (синий, зеленый, сине-голубой). Гарднеровские мастера владели самыми различными приемами декорирования фарфора. Помимо подглазурной и надглазурной росписи использовались техника печати, цветные люстры, пластический декор в виде рельефных композиций. В середине века появилось золочение по мастичному узору. Тематика росписей была необычайно широка. Большое распространение получили портрет и пейзаж. В круг жанровых росписей входили романтизированные сцены из жизни русских крестьян. Преобладание росписей на мифологические сюжеты было естественно для стиля ампир с его приверженностью к античной эстетике. К 1830-м годам ампир как стиль стал постепенно угасать. Наиболее сильным оказалось влияние рококо — самого «фарфорового» из исторических стилей. В своем подражательном варианте, получившем название «второе рококо», сохраняя внешние признаки стиля — пластическую усложненность объемов, причудливые изгибы силуэта, C- и S-образные завитки,— оно утратило изящество и непринужденную легкость стиля XVIII века.

В 1833 году на фабрике наладили производство фаянса, который был намного дешевле фарфора и пользовался спросом в народной среде. Тем не менее временем наивысшего расцвета завода считается период производства первых изделий. Коллекция Государственного исторического музея Южного Урала насчитывает 18 изделий завода Ф. Я. Гарднера. В основном это изящная чайная и столовая посуда c ручной росписью.

Чайник заварочный нежно-голубой с растительным орнаментом. Российская империя. Фабрика Гарднера, 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение

Чайная пара розового цвета с незабудками и ландышами. Российская империя. Фабрика Гарднера, 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение

Сахарница с крышкой с домиком в снегу. Российская империя. Фабрика Гарднера, 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение

 

Сливочник с изображением домика на берегу. Российская империя. Фабрика Гарднера. 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение

Соусница на подставке с ягодами клубники, малины и бабочками. Российская империя. Фабрика Гарднера. 1870–80- е гг. Фаянс, деколь

Некоторые предметы были подарены музею, другие приобретены в разное время у жителей Челябинска. Последние поступления изделий завода Ф. Я. Гарднера — это подарки М. В. Пасешник, внучки известного челябинца, акцизного чиновника, городского и общественного деятеля К. Н. Теплоухова (1870–1942). Это заварочный чайник и сливочник, бытовавшие в этой семье.

Чайник заварочный бело-розовый с мелкими белыми цветами. Российская империя. Фабрика Гарднера. 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение

 

Молочник бело-розовый с мелкими белыми цветами. Российская империя. Фабрика Гарднера. 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение

В 1860–1870 годах на гарднеровском заводе была создана большая серия бытовых статуэток, посвященных жизни крестьян и городских низов. Простонародные типы в них слегка приукрашены, но прорисованы с большим мастерством и реализмом. Яркие типажи привлекали к себе внимание не одного поколения зрителей. Фигурки отличались живостью и красноречивостью сюжетов, реалистичной трактовкой образов. Они так органично вписывались в интерьеры столовых, гостиных, дамских будуаров и рабочих кабинетов, что стали важнейшими и необходимыми атрибутами обстановки. Их называли «куколками для взрослых». Ими играли и часто устраивали представления. В музейном собрании представлены две статуэтки — «Сбитенщик» и «Пляшущая крестьянка». Одной из наиболее популярных гарднеровских статуэток можно по праву считать фигурку продавца сбитня, выполненную по литографии А. О. Орловского (1809).

Статуэтка «Сбитенщик». Российская империя. Фабрика Гарднера. 1860–1870 гг. Бисквит, роспись полихромная

Статуэтка «Пляшущая крестьянка». Российская империя. Фабрика Гарднера. 1880–1890 гг. Бисквит, роспись полихромная

В 1892 году завод перешел в руки промышленника М. С. Кузнецову, что ознаменовало конец гарднеровского и начало кузнецовского периода. М. С. Кузнецов сумел увеличить выпуск продукции Гарднера. При этом на изделиях продолжали ставить старые клейма, что позволило сохранить прежних покупателей. За годы руководства заводом Кузнецов продолжал выпуск фарфора по тем образцам и формам, которые за сотню с лишним лет были наработаны на предприятии в большом количестве. Коллекционеры всего мира ценят фарфор фабрики Гарднера за его высокий художественный уровень исполнения и оригинальность произведений, в которых есть самобытность и верность русским традициям.

 

Список литературы

 

1. Арбат, Ю. А. Фарфоровый городок / Ю. А. Арбат. М. : Москов. рабочий, 1957. 248 с.

2. Мачульский, Е. Н. Вербилки. История фарфорового завода Ф. Я. Гарднера / Е. Н. Мачульский, А. А. Зилов, Ю. Н. Кравцова. М. : Авангард, 2005. С. 14.

3. Салтыков, А. Б. Избранные труды / А. Б. Салтыков. М. : Совет. художник, 1962. С. 383.

4. Теплоухов, К. Н. Челябинские хроники, 1899–1924 / К. Н. Теплоухов ; под ред. В. С. Боже. Челябинск, 2001. 508 с.

5. Черный, Н. В. Фарфор Вербилок / Н. В. Черный. М. : Изобразит. искусство, 1970. 296 с.

6. Фарфор в России XVIII–XIX веков: завод Гарднера / авт. ст. и сост. Е. Иванова. СПб. : Palace Editions, 2003. 280 с.

7. Фарфоровый завод Гарднера. История [Электронный ресурс]. URL: http://vechi.com.ua/av/opisanie.php/cp_01010


Фарфор с многолетней историей: как работает фабрика «Мануфактуры Гарднеръ» в Вербилках - Места

Среди почитателей изделий фабрики «Мануфактуры Гарднеръ» были и императоры, и простые советские граждане. На слуху фарфор из Вербилок остается и сейчас. Как производят уникальные фарфоровые изделия на известном подмосковном предприятии, узнала обозреватель РИАМО, отправившаяся на производство накануне дня рождения фарфора, который отмечают 28 марта.

История фабрики

Англичанин Франц Гарднер с особым вниманием подходил к выбору места, где будет располагаться его производство фарфора: оно должно было быть скрыто от посторонних глаз для защиты от конкурентов, находиться недалеко от Москвы и рядом с реками, на слиянии которых можно установить мельницу для размыва глины. Таким местом стало маленькое село Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии. Здесь в 1754 году и была открыта фабрика.

Фарфоровые изделия предприятия были высоко оценены самой императрицей Екатериной II после того, как ей в подарок преподнесли особый сервиз для чествования кавалеров военных орденов. После первого понравившегося Георгиевского, императрица заказала еще три сервиза — в каждом было до 1000 предметов. Несмотря на большой объем работы, фабрика Гарднера справилась с задачей, чем заслужила одобрение двора. В последующем на мануфактуре наладили и массовый выпуск продукции.

После смерти основателя в 1790 году и неудачных попыток развития фабрики его потомками все цеха вместе с моделями, формами и рисунками перешли за небольшие деньги в Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова. Вместе с новым руководством фабрика обрела новую жизнь, хотя предприимчивый Матвей Кузнецов оставил ассортимент прежней мануфактуры и клеймо Гарднера на изделиях.

После революции 1917 года уже национализированное предприятие стало Дмитровским фарфоровым заводом. В советские годы он продолжил производить массовый фарфор, а в годы Великой Отечественной войны перепрофилировался на продукцию для нужд фронта. Во второй половине XX века фабрика получила награды на международных выставках и стала градообразующим предприятием со своим художественным училищем и штатом в 3000 сотрудников.

«Мы снабжаем церковь всем необходимым»: как работает завод церковной утвари в Софрино>>

Как производят фарфор

Сейчас от былого размаха фабрики почти ничего не осталось: в огромных помещениях, где полвека назад толпились рабочие, в основном пусто. Завод сегодня — владение частного лица и место, где трудятся чуть более 100 человек.

Объемы их работы определяет число заказов. Свой план на день знает каждый сотрудник. А начинается все с количества заготавливаемого сырья. Кстати, именно фарфоровую массу на заводе изготавливают в первую очередь — с шести часов утра.

Технологии сохранены с давних времен: до сих пор в производстве используется глина из-под Чернигова, откуда ее вез и основатель фабрики Франц Гарднер. Чтобы фарфор был белым и его можно было обжигать при высоких температурах, в глину добавляют каолин. Третий компонент в составе — светлый речной песок, добываемый в подмосковном Раменском, а завершающий — полевой шпат с Кольского полуострова.

Все сухие ингредиенты перемалывает специальная шаровая мельница, а после уже в другом барабане массу смешивают с водой. Суспензию пропускают через сито и магнитные ленты для очистки. Для литьевого метода изготовления фарфоровых изделий часть сырья оставляют в жидком состоянии. В последствии его будут выливать на гипсовую заготовку. У каждой детали, будь то носик чайника или часть скульптуры, своя заготовка. Вручную части будущего изделия достают из форм и собирают в целое, после изделие зачищают и придают ему товарный вид. Такой метод используют для создания кружек, ваз, чайников, скульптур, имеющих декоративно-художественную ценность. Эти вещи обычно стоят дорого.

«Труд у нас непростой. Изделия делаем дорогостоящие, а получаем немного, поэтому молодежь и не идет. Работают все местные из Вербилок: кто для прибавки к пенсии, кто специально нашел место поближе к дому, чтобы внуков забирать. Я пришла сюда, когда мне еще 18 лет не было, поставили к мастеру учиться, потом до самостоятельности доросла. Вот уже 42 года на заводе», — отвлекается на разговор от работы Елена Владимировна Белова, отливщик тонкостенных изделий и скульптуры.

Картофельное золото: как производят чипсы Lay’s в Подмосковье>>

Другую часть жидкого сырья обезвоживают и превращают в массу, похожую на пластилин. Из нее продукцию будут формовать, используя формы из гипса, которые изготавливают тут же, на фабрике. Техника формовки пришла в советские годы, когда необходимо было работать на массы, обеспечивая большие объемы производства. С помощью автоматики кусок фарфоровой «колбаски», лежащей в гипсовой заготовке, прижимают роликом, придавая ей необходимый вид. Даже такой конвейерный поток не обходится без участия человека. В частности, все ручки к изделиям присоединяют вручную.

После высыхания посуда и другие предметы интерьера становятся светлее и чуть крепче, но все же остаются достаточно хрупкими. Интересно, что до обжига не получившиеся или сломавшиеся изделия можно превратить еще раз в сырье — такое вот безотходное производство.

Первый раз в печи изделия обжигают около 8 часов при температуре 800 градусов, медленно их вращая. Следующий этап — глазурование. Каждое изделие вручную опускают в емкость со специальной жидкостью, содержащей кварцевый песок. Оно тут же заметно белеет. После такого «купания» партия чайников или кружек снова отправляется в печь уже на финальный обжиг при температуре 1800 градусов. Из печи продукция выходит белоснежной и стекловидной. Часть изделий оставят в таком виде, а часть отдадут живописцам, которые находятся в цеху декорирования.

Изделия без росписи называют «бельем» (от слова «белый»). Такие сервизы находят своих покупателей сразу после финального обжига: среди покупателей белоснежной посуды фабрики — рестораны и отели.

Японский фастфуд в Подмосковье: как делают лапшу «Роллтон»>>

Особенности продукции из фарфора

Взяв в руки фарфоровое изделие, на нем можно заметить небольшие темные вкрапления — так называемые «мушки». Это и есть кусочки металла, которые не удалось «вытянуть» магнитной лентой на стадии очистки сырья. Для здоровья никакого вреда они не представляют, а вот эстетический вид портят. От количества этих «мушек» зависит уровень и, соответственно, цена продукции. Но определить качество изделия можно только после финального обжига, когда эти самые «мушки» выступят на поверхности.

Есть еще одна отличительная черта фарфоровых изделий: небольшая деталь обязательно будет шершавой, без глазури. У фарфоровых чашек и тарелок таким будет ободок, а у статуэток — дно. Причина — особенности процесса глазурования: после окунания изделия в состав надо обязательно вытереть ту часть, на которой оно будет стоять в печи на финальном обжиге, иначе изделие навсегда приклеится к поддону. Благодаря этой шершавости потребитель может отличить фарфор от фаянсовой посуды.

Люди — хранители технологии

В цехе декорирования пахнет чем-то, напоминающим эфирные масла хвои. «Это скипидар, люди постарше должны помнить», — поясняет экскурсовод, директор по туризму фабрики «Фарфор Вербилок» Елена Осипенко.

Именно скипидар смешивают живописцы с керамическими порошковыми красками, а далее кистью наносят рисунок по образцу, соблюдая технологию: каждый слой обжигается отдельно.

В помещении, где изделия обретают свою индивидуальность, тихо, царит творческая атмосфера. Часть фигурок рысей на столе у Валентины Ивановны Силантьевой скоро отправится в печь в последний раз: у зверей уже появились пятнышки и усы, написанные жидким золотом, напоминающим йод.

Как делают новую «Аленку» с «веселинками»: репортаж с шоколадной фабрики>>

Работа у женщины спорится, сказывается опыт — 53 года в цехе декорирования, на одном месте.

«Училась здесь, на месте. Нас сажали к рабочим и обучали, потом в училище и художественной лаборатории наверху. Все кабинеты были заполнены, трудилось 200 человек. Сейчас девять, включая одно главного художника», — с ностальгией рассказывает живописец цеха.

Ее коллега рядом работает с деколью. Эта техника позволяет переносить простые изображения на фарфор по принципу переводной картинки. После обжига лак сгорает и рисунок въедается в поверхность. Изделия с деколью стоят намного дешевле, чем те, которые расписаны вручную.

Часть группы отправляется на мастер-класс по росписи фарфоровой чашки. По словам экскурсовода Елены, экскурсии для групп она проводит каждый день: приезжают и школьники, и студенты.

«Сейчас возрождается интерес к производствам, фабрикам. А нам есть что рассказать — в этом году заводу исполнится 268 лет», — отмечает Елена.

Являясь почетным членом Гильдии поставщиков Кремля, получая награды за свою продукцию и выставляясь в лучших музеях страны, фабрика не растеряла главного — людей, которые до сих пор живут своим делом, как им некогда жил ее основатель.

Производство соков в Подмосковье: где и как разливаются самые популярные напитки>>

Фарфор Гарднера: статуэтки, фигурки, посуда

Время в изящной форме: фарфор Гарднера

Фарфор сегодня является не только неотъемлемой частью обихода, данью традиции или предметом стильного декора. Он вобрал в себя всё многообразие стилей и форм, цветовых решений и авторского переосмысления искусства. Даже самая банальная фарфоровая посуда всегда служит носителем семейных ценностей, свидетельством вкуса её обладателей. А если это фарфор с именитым клеймом – это ещё и предмет коллекционирования, вложение средств, способ нестандартно подойти к оформлению своего пространства. Вот почему такие предметы обихода, как старинный фарфор или статуэтки, являются некой данью художественному мастерству и умению видеть прекрасное даже в самых привычных предметах. Шуман, Аувера, Гарднер, статуэтки, сервизы, тематические фигурки – это целая культура, история развития науки и технологий, помноженные на творчество и фантазию.

Фарфор Гарднера – слова, которые о многом скажут искушённому коллекционеру. Рынок антиквариата изобилует всевозможными изделиями с гарднеровским клеймом, которые привлекают внимание узнаваемой декоративной техникой и безупречностью декора. Даже если не относить себя к числу ностальгирующих романтиков, для которых старинные предметы быта служат молчаливым свидетельством определённой эпохи, фигурки Гарднера являются хорошим вложением денег.

Ещё в середине 18 века в российском селе был основан небольшой завод, владелец которого – Франц Яковлевич Гарднер, заезжий иностранный коммерсант, идеально ассимилировавший в русскую культуру, даже не предполагал, что его изделия переживут века. Открытая в скором времени фабрика фарфора стала семейным делом трёх поколений Гарднеров, а клеймо гарднеровского завода – символом первоклассного качества и художественного вкуса.

Завод Гарднера считался лучшим в России, причём необычным был тот факт, что наряду со стандартными и доступными изделиями, мастера создавали настоящие шедевры. В 1775 году был изготовлен сервиз для подарка самой императрице, после чего Гарднер получил заказ на орденские сервизы. И это при том, что владельцу приходилось конкурировать с именитыми иностранными изготовителями: мейсенский фарфор пользовался довольно высоким спросом, а превзойти немецких мастеров по технологиям и художественному стилю было довольно сложно.

Фарфор Гарднера поначалу был подражанием европейским традициям, потом – их своеобразным переосмыслением. Заводские художники отошли от прямого подражания европейским образцам, привнеся в свои изделия собственный стиль и манеру, экспериментируя с сочетанием красок и пропорциями форм, стали узнаваемыми и самобытными.

Коллекционное искусство: фигурки Гарднера

Антикварный интернет-магазин «Лавка старины» – это проект, ориентированный на подлинных ценителей художественного мастерства. При этом вовсе необязательно быть знатоком: тщательное изучение обширной коллекции старинных изделий научит разбираться в настоящем искусстве, уверенно ориентироваться в жанрах и стилях, выявлять уникальное своеобразие цветовых решений и декора. Всё это великолепие доступно для изучения, а постоянное пополнение коллекции обещает неограниченные возможности ценителям прекрасного. Это своеобразный музей красоты и диковинок, который доступен в любое время, экспонаты которого могут стать личной собственностью.

Анималистика, пасторальные фигуры, литературные персонажи, детские сюжеты, народы России – Гарднер просто невероятен в сюжетных и жанровых воплощениях. Своеобразная манера, неповторимый стиль, немеркнущие краски, а главное – непревзойдённое мастерство, которое просматривается даже в самых обыденных изделиях. Самобытные фарфоровые образы, которые нашли своё воплощение в изделиях гарднеровского завода, способны стать изюминкой любой коллекции. Русская тема необычайно востребована у мастеров Гарднера, поэтому в числе скульптурных моделей – простонародные типы, военные, ремесленники, городские кокетки, представители интеллигентных профессий и дети. Список огромен, ведь удивительное умение видеть и чувствовать историю всегда вдохновляло основателя одной из самых известных российских мануфактур.

Антикварный магазин «Лавка старины» позволит стать обладателем не просто милой и уникальной вещицы, которой является каждое изделие старинного фарфора, но и поможет сделать оригинальный подарок, вложить средства или выбрать стильную деталь для декорирования личного пространства. Мотивы у всех разные, ведь предметы искусства – это всегда личное видение, индивидуальное восприятие, собственное осмысление. «Лавка старины», которая хранит огромную коллекцию старинных изделий, просто предоставит неограниченное поле для фантазии и развития художественного вкуса.

Выставка в выставке. Из истории русского фарфора. Произведения из фондов ВМИИ

Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

На выставке русского фарфора из фондов Волгоградского музея изобразительных искусств им.И.И.Машкова можно увидеть уникальные изделия, созданные в России XVIII-начала XX века. Благородный фарфор издавна называли «белым золотом». Слово «фарфури» с арабского переводится как «самое лучшее», «превосходное», даже «императорское». В 40-е годы XVIII века формула твердого фарфора стала известна  в России  благодаря изысканиям Дмитрия Виноградова.

При Екатерине II была поставлена задача «удовольствовать всю Россию фарфором».От времён Екатерины  в коллекции нашего музея - фрагменты сервизов, исполненных на Императорском Фарфоровом заводе и Орденских сервизов, созданных на заводе  в селе Вербилки частным предпринимателем Ф.Гарднером.

Тарелки из Парадных сервизов «Арабескового» (1784) и «Кабинетского» (1795) отсылают зрителя к памятникам античной Италии. Сервизы получили свое название по орнаментальным мотивам, повторяющим росписи фресок, обнаруженных при раскопках  Помпей на Апеннинском полуострове,  и по известным архитектурным видам, взятым из гравюр Джузеппе Вази  XVIII века (римское акатолическое кладбище с Цестиевой пирамидой на Тестаччо).

 Внук Екатерины Великой, Александр 1, победивший Наполеона, заказывает на ИФЗ огромный, состоящий из 4500 предметов, сервиз,  целью которого было воспеть в фарфоре Россию, ее народ, достойный героев античности, ее славную и прекрасную столицу. Роскошные формы сервиза украшают пейзажи, созданные по гравюрам и картинам известных художников первой половины XIX века. На декорирование было отпущено несколько килограммов золота. Парадный сервиз «Русский» -  грандиозный комплекс из фарфора, предназначенного для торжественных приемов в резиденции русских императоров. Сервиз явился  ярким образцом стилистики ампира в русском прикладном искусстве.

Если в царствование Елизаветы Петровны в 1744 году основан Императорский Фарфоровый завод, то при Екатерине II открылась первая частная фабрика по производству фарфора (1766-1892). Здесь шотландский предприниматель Франц Гарднер создал по Высочайшему заказу фарфоровые комплексы, посвященных кавалерам Российских Орденов: Георгиевского (1777-1778) с девизом «ЗА СЛУЖБУ И ХРАБРОСТЬ»; Александровского (1778-1780) с девизом «ЗА ТРУДЫ И ОТЕЧЕСТВО», Владимирского (1783-1785) с девизом «ПОЛЬЗА, ЧАСТЬ И СЛАВА». Концептуально выразительно и просто выдержано оформление этих сервизов: на каждом изделии по краю вьётся орденская лента, в центре красуется изображение самого ордена.

Среди частных фарфоровых заводов лидером по производству фарфоровой скульптуры были заводы Гарднера, образцы которого часто воспроизводились, копировались на других частных предприятиях. В конце 1820-х годов фабрика в Вербилках приступила к выпуску фигурной пластики на русские сюжеты и добилась в этом успеха. Переведенные в объем эти персонажи, среди которых встречаются разнообразные представители народностей, населяющих Российскую Империю, становятся «куклами фарфорового театра, разыгрывающими спектакль». К середине XIX века в России работали более шестидесяти частных фарфоровых заводов.

По художественному уровню, качеству фарфорового черепка, белизне массы продукции  Завод Алексея Попова (1811-1872) занимал одно из ведущих мест среди частных фарфоровых предприятий России первой половины XIX века. Здесь выпускался широкий ассортимент продукции: столовые и чайные сервизы, вазы, чернильницы, трактирная посуда, фарфоровые статуэтки, жанровые сюжетные композиции. Фарфор Попова, как правило, перенасыщен декоративными элементами, с позолотой и красочной основой. На изделиях присутствовали одновременно многообразные букеты цветов, различные виды пейзажей, пышный орнамент.

Изделия Фарфорового завода Антона Сафронова (1814-1860-е) считаются отражением национального понимания красоты в культуре первой половины XIX века. С 1830-х завод вступил в ожесточенную конкуренцию с фабрикой Гарднера, бесцеремонно заимствуя у нее расцветку и форму столовой и чайной посуды, сюжеты удачных статуэток. Орнаменты живописцев Сафронова были очень разнообразны. Часто преобладали цветочные композиции, которые были излюбленной темой мастеров фарфоровых мануфактур XIX века.

На глуховских глинах Черниговской губернии возросла Мануфактура Андрея Миклашевского (1839-1861), где создавались и огромные фарфоровые иконостасы,  и миниатюрные изящные чайные, кофейные сервизы.  Узнаваемой особенностью предприятия был выпуск малой фаянсовой скульптуры - небольших фигурок дам и кавалеров, которых на украинский манер называли «ляльками».

В Империю «фаянсово-фарфоровых королей» Кузнецовых (1810-1940) входили около двух десятков фарфоровых заводов. К 1898 «Товарищество» стало крупнейшим в Европе. В начале ХХ века на фабриках Кузнецовых производилось около двух третей российского фарфора! Эффективной была менеджерская деятельность Матвея Сидоровича Кузнецова, который держал своих стипендиатов в Строгановском училище и Школе Общества поощрения художеств; впервые (ещё до Форда) применил на своих предприятиях конвейерную систему; наладил производство собственных переводных картинок (деколей) и наводнил посудой с ними полмира. Кузнецовы обладали удивительным чутьём, восприимчивым к вкусам потребителей. Заводы Кузнецовых выпускали ассортимент продукции, позволявший войти в каждый дом.

О фарфоровых изделиях принято говорить высоким слогом: «Здесь красота соединяется с пользой. Изделие возвышается до степени изящного искусства. Здесь блеск живописи, правильность, стройность, вкус в отлитии форм преобразовывают грубые вещества: песок и глину в предметы утонченной роскоши.  Предметы ежедневного и всеобщего употребления - в драгоценные убранства великолепных дворцов».

Фарфор и его история ( часть 4 )

В  1766  году  обрусевший  английский  купец   Франц  Гарднер  официально  открыл  первую  частную  фарфоровую  фабрику  в  селе  Вербилки.  Прежде  чем  Гарднер  открыл  фабрику,  он  поездил  по  России  в  поисках  хорошей  глины.  Глину  он   нашел   на  Черниговщине,  так  называемую  " глуховскую"  глину.  Решив  вопрос  с  сырьем,  Гарднер  уверенно  заявил.  что  завалит  Россию   качественным  отечественным  фарфором  не  хуже  Мейсенского.  В  помощниках  у  Гарднера  были  его  старший  сын  и профессор Женевского  Университета Франц Гаттенберг,  которого  вскоре  призвали  руководить  Императорским  фарфоровым  заводом.

.

Выбор Вербилок был неслучайным и повлиял на историю предприятия. Слияние двух рек и окружающие леса не только гарантировали его энергетическую базу, но и обеспечили на многие годы сохранение в тайне секретов его производства. Завод был удален от промышленных и культурных центров и ограничен в возможности привлечь на постоянную работу профессиональных художников, лепщиков и других специалистов. Он должен был на месте растить своих мастеров и художников, искать искусных умельцев среди крестьян и жителей монастырских слобод.
В  1777  - 1783  годах  фабрикой  Гарднера  были  изготовлены  четыре  орденских  сервиза  по  заказу  императрицы  Екатерины  II :  Георгиевский,  Владимирский,  Александровский  и  Андреевский.


Предметы  из  орденского  Георгиевского  сервиза.
(Орден  Георгия  Победоносца)


Это  -   из  орденского  Владимирского  сервиза.
(Орден  Св.  князя Владимира )


Предметы  из  орденского   Андреевского  сервиза.
(Орден   Андрея  Первозванного).


Орденский   Александровский   сервиз.
(Орден   Александра  Невского).


Сухарница  из  орденского   Св.  Георгия   Победоносца  сервиза.

Мастера   фабрики  Гарднера   совершенствовали  свое  мастерство.  Сначала  они   копировали  европейский  фарфор,  используя   рисунки  европейских  мастеров,  потом  стали   расписывать  изделия  изображениями  из  русской  жизни :  жанровыми  сценками, пейзажами,  портретами  знаменитых  людей.   После  1812  на  заводе  Гарднера  изготовили  сервиз  с  портретами   героев   войны  с  Наполеоном.

Изделия   вербилковских  мастеров   в  разные  периоды.


Цветочные  узоры.


Пейзажи.


Чайная  пара  и  блюдо.  В  их  росписи  появляется    фирменный  цветочный  стиль.


Чайный  сервиз  около  1850.


Гарднеровский  фарфор  выделялся  характерными  деталями -  оригинальными  навершиями  крышек,  формой  ручек,  ажурными  полосками.  Это  придавало  изделиям  особое  очарование.


Пляшущая  крестьянка.  1840.               Подсвечник.

В  1796  Франц  Гаднер,   вдохновитель  и  организатор   производства,  умер.  Фабрика  перешла  к  его  сыну  тоже  Францу,  но  вскоре  и  сын  ушел  вслед  за  отцом.  Наследницей  стала  жена  Франца  Гарднера,  но  она  не  справилась  с  управлением   лучшим  российским  частным  заводом  и  передала  его  своим  сыновьям - Александру  и  Петру.  Так  дети  и  внуки  Гарднера  владели  этой   мануфактурой  до  1892  года,  когда  фабрика  была  куплена   Матвеем  Кузнецовым  и  вошла  в  его  Товарищество   производства  фарфоровых  и  фаянсовых  изделий  М. Кузнецова.  К  этому  времени  фабрика  начала  приходить  в  упадок,  и  эта  сделка   помогла  ей  возродиться.  Кузнецов  ассортимент  фабрики  не  менял.
После  революции   1917   вербилковскую  фабрику  переименовали  в  Дмитровский  фарфоровый  завод.  В  20-ые  годы  на  предприятии  делали  вазочки,  тарелки,  блюда,  чашки  со  старыми  рисунками.
В  30-ые  годы  на  фабрике   появился  скульптор  Сергей  Орлов.  В  это  время  делали  сервизы  " Искусство  народов  СССР",  фигурки  "Конек -  горбунок",  "Золотая  рыбка"  и  др.
В  1991    работниками  фабрики   было  организовано  ЗАО  "Фарфор  Вербилок". На международных выставках предпринимателей Америки и Европы в Бирмингеме и Мехико 1996 годауспехи фабрики были отмечены Бриллиантовой и Золотой звёздами.
Сейчас  фабрика  находится   в  сложном  положении,  но  продолжает  выпускать  продукцию.

Современные  изделия.


http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/73289/%D0%93%D0%90%D0%A0%D0%94%D0%9D%D0%95%D0%A0%D0%90
http://vk.com/wall-71149119_539
http://www.gardnerporcelain.com/franc-gardner/
Автор mama_zima2013

Препарат антистрессол, поддерживающий ограничение свободы - Franz Hubner (книга) 9000 1

Препарат антистрессол, поддерживающий фиксацию 9000 3

Продолжение завоевавшей большую популярность среди читателей серии - книги, имитирующей упаковку лекарства. "Антистресол"? Да! Мы предлагаем нашим читателям необыкновенный «лекарство» — без возможности передозировки и без побочных эффектов.
Применение
Во время тридцатишестидневной релаксационной терапии рекомендуется прочитать один из тридцати шести советов, которые помогут вам обрести внутренний покой, и применять их на практике каждый день.
Противопоказания
Не используйте Антистрессол, если у вас повышенная чувствительность к любому веществу, блокирующему стресс.

  • Категории:
    1. Книги»
    2. Учебники
    1. Книги»
    2. Академические публикации »
    3. Социальные науки "
    4. Психология, психотерапия »
    5. Чувства, эмоции, чувства »
    6. Стресс, Агрессия, Насилие
    1. Книги»
    2. Академические публикации »
    3. Социальные науки "
    4. Психология, психотерапия »
    5. Личность, Самореализация, Карьера
    1. Книги»
    2. Специализированные публикации »
    3. Социальные науки "
    4. Психология, психотерапия »
    5. Чувства, эмоции, чувства »
    6. Стресс, Агрессия, Насилие
    1. Книги»
    2. Специализированные публикации »
    3. Социальные науки "
    4. Психология, психотерапия »
    5. Личность, Самореализация, Карьера
  • Редакторы: Кристина Васельчик
  • Язык издания: полировать
  • ISBN: 9788387153045
  • EAN: 9788387153045
  • Число страниц: 48
  • Габаритные размеры: 14.0x08,0 см
  • Весы: 0,08 кг
.

В погоне за баллами, или На что следует обратить внимание молодым ученым - Социальные диссертации - Том 12, Выпуск 4 (2018) - CEJSH

В погоне за баллами, или На что следует обратить внимание молодым ученым - Социальные диссертации - Том 12, Выпуск 4 (2018) - CEJSH - Ядда

ЕН

В погоне за очками или на что стоит обратить внимание молодым ученым

PL

Наблюдаемое на протяжении многих лет давление на молодых ученых, закрепленное в правовых нормах, обязывает их не только вести научно-педагогическую деятельность, но и выполнять требования параметризации.Именно количество публикаций, иногда вне зависимости от их качества, определяет их положение в университете, т. е. продвижение по научной карьере и доступ к финансированию исследований (например, получение стипендии или гранта). Неудивительно поэтому, что случаев использования спорных предложений т.н. хищные издатели или организаторы конференций. В соответствии со столпами требований параметризации ученые иногда неосознанно пользуются услугами таких компаний. В статье описаны известные в научном мире случаи недобросовестного поведения и стратегии, предпринятые в так называемыхописана параметрическая игра, а также решения по предотвращению таких нежелательных действий, которые включены в акт 2.0.

ЕН

Наблюдаемое в течение многих лет давление на молодых ученых, санкционированное правовыми нормами, возлагает на них обязанность не только вести научно-педагогическую деятельность, но и выполнять требования параметризации. Именно количество публикаций, иногда независимо от их качества, определяет их положение в университете и, таким образом, прогресс в научной карьере и доступ к финансированию исследований (т.е. получение стипендий или грантов). Поэтому неудивительно, что участились случаи использования спорных предложений так называемых грабительских издателей или организаторов конференций. Ученые, которые находятся под позорным столбом требований параметризации, иногда используют такие компании по незнанию. В статье описаны известные в научном мире случаи недобросовестного поведения и стратегии, принятые в так называемой параметрической игре, а также решения по предотвращению таких нежелательных действий, которые вошли в 2.0 Акт.

  • Государственное высшее профессиональное училище Ангелус Силезиус в Валбжихе
  • Варфоломей, Р.Э. (2014). Наука на продажу: появление хищнических журналов. Журнал Королевского медицинского общества, 107 (10), 384–385. https://doi.org/10.1177/0141076814548526
  • Билл, Дж. (2012). Издатели-хищники портят открытый доступ. Природа, 489 (7415), 179. https: // doi. орг/10.1038/489179а
  • Берлин, Л. (2009). Плагиат, нарезка салями и Лобачевский. Скелетная радиология, 38 (1), 1-4. https://дои. орг/10.1007/s00256-008-0599-0
  • Брандт, А.М. (2011). О параметризации оценок по естественным наукам в Польше. Наука, 3, 135–144.
  • Бжезинский, Ю.М. (2016). Против обезличивания и чрезмерной стандартизации процесса оценивания в науке. Проблемы науки, 1 (52), 127–138.
  • Дайст, П.Дж., ван Хользел, Х., Бернетт, Д., Крокер, Дж. (2001). Импактит: новые лекарства от старой болезни. Журнал клинической патологии, 54 (11), 817–819. https://doi.org/10.1136/jcp.54.11.817
  • Эльсей, М., Каммер, Дж. (2009). Импактит: синдром мифа об импакт-факторе. Индийский журнал дерматологии, 54 (1), 83–86. https://doi.org/10.4103/0019-5154.48998
  • Эррами, М., Хикс, Дж.М., Фишер, В., Трасти, Д., Рентара, Дж.Д., Лонг, К., Гарнер, Х.Р. (2008). Дежавю — исследование повторяющихся цитат в Medline. Биоинформатика, 24 (2), 243–249. https://doi.org/10.1093/bioinfor-matics/btm574
  • Хабибзаде Ф., Винкер М.А. (2009). Дублирование публикаций и плагиат: причины и способы устранения.Notfall Rettungsmed, 12, 415-418. https://doi.org/10.1007/s10049-009-1229-7
  • Кульчицкий, Э. (2014). Принципы оценки гуманитарных журналов и их роль в параметризации научных единиц. Наука, 3, 117–140, режим доступа: http://www.pan.poznan.pl/nauki/N_314_07_Kulczycki.pdf
  • Кульчицкий, Э. (2017). Пунктуация как стратегия в параметрической игре в Польше. Наука и высшее образование, 1 (49), 63–78. https://doi.org/10.14746/nisw.2017.1.4
  • Кульчицкий и Е., Драбек А., Розкош Э.А. (2015). Публикации и оценочные приложения, то есть искаженный образ науки в Польше. Наука, 3, 35–58. Получено с: https://www.researchgate.net/profile/Emanuel_Kul-czycki/publication/280918181_Publikacje_a_zgloszenia_ewaluacyjne_czyli_znieksztalcony_obraz_nauki_w_Polsce/links/55caf4ef08aeca747d69f9a-glacyjne.publikacje-public
  • Кульчицкий, Э., Розкош, Э.А., Драбек А. (2016). Экспертная оценка как третье измерение оценки отечественных научных журналов.Наука, 1, 107–142. Получено с: https://www.researchgate.net/publica-tion/292642068_Ocena_ekspercka_jako_trzeci_w Dimension_ewaluacji_krajowych_czasopism_naukowych
  • Квик, М. (2015). Разделенный университет. От деинституционализации к реинституционализации исследовательской миссии польских университетов. Наука и высшее образование, 2 (46), 41–74. https://doi.org/10.14746/nsw.2015.2.2
  • Лея, К. (2013). Несколько размышлений о параметризации в науке и высшем образовании.Получено с: www.researchgate.net/publication/273633097_Garsc_refleksji_o_parametryzacji_w_nauce_i_szkolnictwa_wyzszym_w_Polsce
  • Письмо редакторов национальных научных журналов из списка Б Министерства науки и высшего образования (2017 г.). Образовательный форум, 30 (2), 143–146.
  • Набут, Дж. К., Паррейра, М. Р., Тереза, Ф. Б., Карнейро, Ф. М., да Кунья, Х. Ф., де Соуза Ондей, Л., Саломао Карамори, С., Насименто Соареш, Т. (2014). Публиковаться (в группе) или исчезать (в одиночку): тенденция от одного к нескольким авторам в биологических статьях.Наукометрия, 102 (1), 357-364. https://doi.org/10.1007/s11192-014-1385-5
  • Островицка, Х., Спихальска-Стасяк, Дж. (2017). Ответственность академии - формирование знаний и сила параметризации в академическом дискурсе. Наука и высшее образование 1 (49), 105–131. https://дои. орг/10.14746/ниж.2017.1.6
  • Сенчико-Хлабич, Дж., Банасюк, Дж. (2012). Понятие и сущность явления самоплагиата в научном творчестве. Государство и право, 3, 6–19.
  • Сороковский, П., Кульчицкий, Э., Сороковская, А., Писанский, К. (2017). Хищные журналы вербуют подставных редакторов. Природа, 543 (7646), 481–483. https://doi.org/10.1038/543481a
  • Шадковски, К. (2015). Университет как общее благо. Основы критических исследований в высшей школе. ПВН, Варшава.
  • Товпик, Э. (2015). IF-мания: импакт-фактор журнала не является подходящим показателем для оценки результатов исследований, отдельных ученых или исследовательских центров. Опухоли.Журнал онкологии, 65 (6), 465-475. Получено с: https://journals.viamedica.pl/nowotwory_journal_of_oncology/article/...2015.../3091
  • Той, Дж. (2002). Правило Ингельфингера: Франц Ингельфингер в Медицинском журнале Новой Англии, 1967–77. Научный редактор, 25 (6), 195–198. Получено с: https://www.councilscienceeditors.org/wp-content/uploads/v25n6p195-198.pdf
  • Валицкий, А. (2011). Опасные заблуждения о науке. Скачано с: https://www.weeknikprzeglad.pl/andrzej-walicki-niebezpieczne-nieporozumienia-sprawach-nauki/
  • Вислар Дж., Фланагин А., Фонтанароса П.Б., ДеАнджелис К.Д. (2011). Почетное и призрачное авторство в авторитетных биомедицинских журналах: перекрестный обзор. БМЖ, 343, 1-7. Загружено с: https://www.bmj.com/content/bmj/343/bmj.d6128.full.pdf
  • Врублевский, А.К. (2017). Не все, что имеет значение, можно сосчитать... Наука, 1, 7-22.
  • Команда надлежащей академической практики (2011 г.).Надежность научных исследований и уважение интеллектуальной собственности. Варшава: Министерство науки и высшего образования.
  • www.aje.com/en/arc/ghost-authorship
  • www.ekulczycki.pl/warsztat_badacza/ewaluacja-nauki-w-ustawie-2-0-moj-kom comment-na-kongresie-nauki-w-krakowie
  • www.ekulczycki.pl/warsztat_badacza/wykaz-wydawcow-naukowych-a-model-biznesowy
  • www.springer.com/gp/authors-editors/authorandreviewertutorials/biomed-central-editor-tutorials/publication-and-research-ethics-and-misconduct/authorship-issues-guest-gift-or-ghost

Номер заказа на публикацию

бвмета1.element.desklight-59bed249-0ac1-47a5-92bb-26903a467419

В вашем веб-браузере отключен JavaScript. Включите его, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами этого сайта, а затем обновите страницу. .90 000

собственный индекс


домашняя страница

тематический указатель
авторский указатель
обзорный указатель
переводы
иностранные авторы

90 013

О свободе науки. Философская мысль , № 3, 221-223, 1956.

Обсуждение программы лекций по диалектическому материализму. Философская мысль , № 4, 212-216, 1956.

Немного информации по общей семантике.(Ежеквартальный обзор ETC: Обзор общей семантики ). Философские исследования , № 2, 232-236, 1958.

Две статьи по истории. [Рек. Хиншоу, Вирджил. Объективность истории. Пассмор, Дж. Дж. Объективность истории]. Философские исследования , № 6, 187-189, 1958.

Венский кружок: начало неопозитивизма . (Мысли и Люди, в справке неправильно указано: 2-е издание). Варшава, Знание Повшечна, 1960; изд.2 Торунь, Комер, 1993.

# ШЛИК, Мориц # КАРНАП, Рудольф # ВИТТГЕНШТЕЙН, Людвиг # эмпиризм логическое # предложение наблюдения, протокольное предложение # верификация, проверяемость # физикализм # Венский кружок #
СОДЕРЖАНИЕ. 1. Введение. 2. Эмпиризм. а) Постулат борьбы с метафизикой. (б) Проблемы с протокольными предложениями. в) построение человеческого знания. г) Проблема содержания и отношения в познании. д) эпистемологический имманентизм. 3. Философия как логический анализ языка.(а) Логический анализ языка. (b) Синтаксис логического языка. c) Принцип проверки. г) антиметафизический характер правила проверки. д) ликвидация метафизической философии. (е) Физикализм. 3. Антиметафизика и метафизика. а) Идеал совершенного языка. (б) Метафизика неопозитивизма. ВЫБОР ПИСЬМА.

Кассирер . (Мысли и люди). Варшава, Common Knowledge, 1963. 90 036 9000 6

# КАССИРЕР, Эрнст # неокантизм # символизм # философия культуры # животное символикум # человек # миф #
СОДЕРЖАНИЕ.* Допуск. * Кассирер как продолжатель кантовской мысли. а) Традиция марбургской школы. б) Априоризм против эмпиризма. в) Проблема объекта познания. г) Символизм как теория всего познания. * Символизм - философия культуры. (а) Человек - символическое животное. б) Вопрос о логических основах знания о культуре. в) Символическая природа культуры. г) философия мифа. * Биографическая справка. * Основные моменты работы Кассирера. * ВЫБОР НАПИСАННОГО.

Пирс .(Мысли и люди). Варшава, Общие знания, 1965; изд. 2 1966.

PEIRCE, Charles Sanders #прагматизм #опыт #эмпиризм #знание #методологияфилософии #знак #
СОДЕРЖАНИЕ. I. Непризнанный философ. II. Пирс и некоторые направления европейской философии. III. Опыт и убежденность. IV. Принцип прагматизма. V. Метафизика. VI. Наследники. VIII. Библиографическая информация.
ВЫБОР ПИСЬМА. I. Консолидация убеждений. 1. Наука и логика. 2. Принципы вождения.3. Сомнение и вера. 4. Цель исследования. 5. Методы закрепления убеждений. II. Как сделать наши мысли ясными? 1. Яркость и четкость. 2. Прагматичная максима. 3. Некоторые варианты использования прагматической максимы. 4. Реальность. III. Что такое прагматизм? 1. Точка зрения опытного человека. 2. Философская номенклатура. 3. Прагматизм. 4. Прагматизм и абсолютный идеализм Гегеля. IV. Теория вероятностей и дальнейшие размышления.

«Кассирер и символические формы познания» в: Философия и социология ХХ века .Часть I. (Мысли и люди), 49-64. Эд. 2 доп. и дополнение Варшава, Common Knowledge, 1965.

# КАССИРЕР, Эрнст #
СОДЕРЖАНИЕ. (А) Структура познания. (Б) Символические формы. (С) Миф, язык, наука.

"Шлик - попытка устранения метафизики" в: Философия и социология ХХ века . Часть II. (Мысли и люди), 371-383. Эд. 2 доп. и дополнение Варшава, Common Knowledge, 1965.

# ШЛИК, Мориц #
СОДЕРЖАНИЕ. (А) Идеал научной философии.(Б) Эмпиризм. Принцип проверяемости. (C) Борьба с метафизикой.

Прагматическая концепция инструментальной ценности. Этика , том 5, 53-75, 1969.

#факты и ценности #инструментальная ценность #инструментализм #ДЬЮИ, Джон #
СОДЕРЖАНИЕ. 1. Познание как оценка. 2. Инструментальная ценность. 3. Жизненная ценность.

Правда как добро. Философские исследования , № 5, 113-127, 1969.

# правда # прагматизм # ДЖЕЙМС, Уильям # ШИЛЛЕР, Фердинанд Каннинг Скотт #

Ценности и факты.[Рек. Olthuis, James H. Facts, Values и этика. Конфронтация с британской моральной философией двадцатого века в В частности, G. E. Moore ]. Этика , том 7, 191-195, 1970.

# ценности против фактов # MOORE, G. E. #

Критика эмотивизма. [Рек. Урмсон, Дж. О. Эмоциональная теория этики ]. Этика , № 7, 196-200, 1970.

Прагматизм и анализ. [Рек. Ayer, AJ Истоки Прагматизм ]. Философские исследования , № 1, 197-200, 1971.

Эрнст Мах и философия науки. [Рек. Эрнст Мах: физик и Философ ]. Философские исследования , № 3, 222-226, 1971.

Введение в этику. [Рек. Гарнер, Ричард Т. и Розен, Бернард. Моральная философия. Систематическое введение в нормативную этику и метафизику ]. Этика , том 8, 195-197, 1971.

Моральная философия Брентано.[Рек. Баусола, Адриано. Conoscenza e мораль в Франце Брентано ]. Этика , т. 9, 236-240, 1971.

Хаос вокруг понятия ценности. [Рек. Человеческие ценности и Естественные науки . Ласло, Э., Уилбур, Дж. Б. (ред.)]. Этика , т. 10, 180-183, 1972,

Логика чувств. Учение Ф. Брентано о любви и ненависти. Архив Из истории философии и общественной мысли , т. 18, 19-48, 1972.

# Брентано, Франц # аксиология # чувство # любовь # ненависть №

Американский ежеквартальный журнал, посвященный философии Пирса.[Рек. транзакций Общества Пирса ]. Философские исследования , № 5, 197-200, 1972.

Понятие о нравственном чувстве. Архив истории философии и общественной мысли , т. 19, 73-104, 1973.

#мораль #методология этики #ШАФТСБЕРИ, Энтон Эшли #ХАТЧЕСОН, Фрэнсис #ХЬЮМ, Дэвид #

Теория стоимости Алексиуса Мейнонга. Этика , том 12, 57-78, 1973.

# МЕЙНОН, Алексий # аксиология # чувство #

Феноменология чувств Макса Шелера. Архив истории философии и общественной мысли , т. 21, 99-120, 1975.

# ШЕЛЕР, Макс # феноменология # чувство #

Текущие исследования философии Пирса. Философские исследования , № 8, 141-143, 1976.

Гуссерлевская критика психологизма в аксиологии. Этика , т. 14, 211-228. 1975.

#ГУССЕРЛЬ, Эдмунд #аксиология #психологизм #

Трансцендентный и объективный характер объекта знака. Философские исследования , № 6, 101-113, 1977.

# PEIRCE, Charles # семиотика # символ # значение #

Значение и выживание. Философские исследования , № 2, 43-61, 1978.

# означает # TWARDOWSKI, Kazimierz # HUSSERL, Edmund #опыт #

Новое издание переписки Пирса. [Рек. Пирс, Чарльз. Семиотики и значения. Переписка между Ч. С. Пирс и В. Леди Уэлби ]. Философские исследования , № 6, 157-160, 1978.

немецких публикаций по американской философии. Философские исследования , № 8-9, 294-295, 1978.

Журнал семиотики. [Рек. Семиозис. Internationale Zeitschrift für Семиотика и игра Anwendungen . 1978]. Исследования Философская , №2, 157-159, 1979.

Теория знаков и картезианские сомнения. Философские исследования , № 4, 113–125, 1979.

# PEIRCE, Charles Sanders # семиотика # эпистемология # сомнение №

Посредничество и проблема начала. Архив истории философии и общественной мысли , т. 25, 275-300, 1979.

# гносеология # непосредственное познание # очевидность # представление #

Мышление и проблема зла. [Рек. Арендт, Ханна. «Мышление»]. Этика , том 17, 266-271, 1979.

Мартин Бубер и дилеммы субъективности., № 313, 875-888, 1980.

# БУБЕР, Мартин # диалог # межличностное # субъективность #

Пирс как математик и натуралист. [Рек. Эйзеле, Кэролайн. Исследования в области научного метода и математической философии Чарльза С. Пирс . Мартин, Р. М. (ред.)]. Философские этюды , № 10, 155-158, 1980.

# ПИРС, Чарльз С. #

Знак и мир природы. [Рек. Себеок, Томас А. Знак и его хозяева ]. Философские исследования , № 1, 176-180, 1981.

# семиотика #

О Ханне Арендт. , № 327, 1282-1284, 1981.

Справедливость как рациональность. Этика , том 19, 111-132, 1981. Бучиньска-Гаревич, Ханна.

# справедливость # РОУЛС, Джон # рациональность #

Знак и толкование. Семиотика Пирса и герменевтика Хайдеггера. Философские исследования , № 8-9, 33-46, 1985. Бучиньска-Гаревич, Ханна.

#семиотика #герменевтика #ПИРС Чарльз Сандерс # символ # интерпретация # АБСТРАКТНЫЕ. Семиотику и герменевтику можно определить как философию интерпретации: их интересы сосредоточены на феномене интерпретации, и обе считают интерпретацию сущностью мысли; оба также признают идею опосредования и отвергают концепцию отсутствия предпосылок. Однако при сравнении двух направлений различий больше, чем сходства: структура интерпретации прогрессивна в семиотике и циклична в герменевтике.В части I этой статьи я объясняю, как Пирс критикует идею приостановки, и исследую свою концепцию мысли-знака. Во второй части я анализирую некоторые расхождения между двумя тенденциями, в частности различные концепции времени и историчности.

Заратустра как учитель радости. Философские исследования , № 11, 125-145, 1986.

#НИЦШЕ, Фридрих Вильгельм #нигилизм #сверхчеловек #
СОДЕРЖАНИЕ. 1. Знание радостно. 2. Философия перед лицом наивного мышления.3. Любовь фати. 4. Нигилизм, сверхчеловек и земля.

.

% PDF-1.4 % 1 0 том >>> эндообъект 2 0 том > поток 2012-11-22T09:48:04+01:002012-11-22T09:48:24+01:002012-11-22T09:48:24+01:00 Adobe InDesign CS6 (Windows) uuid: 7727e606-c4d6-4676 - a52b-a2a7b5d7bd28xmp.did:FBCDA2B70EE6E111B275F422FA591059xmp.id:6D1E1F468134E211AAB1F2001FE7CF21proof:pdfxmp.iid:6C1E1F468134E211AAB1F2001FE7CF21xmp.did:2AD54BA5B533E2118F52BFFA83DFE106xmp.did:FBCDA2B70EE6E111B275F422FA591059default

  • convertedfrom application/x-indesign to application/pdfAdobe InDesign CS6 (Windows)/2012-11-22T09:48 : 04 + 01:00
  • приложение / pdfБиблиотека Adobe PDF 10.0.1Ложь конечный поток эндообъект 3 0 том > эндообъект 5 0 том > эндообъект 6 0 том > эндообъект 12 0 том > эндообъект 13 0 том > эндообъект 14 0 том > эндообъект 15 0 том > эндообъект 16 0 том > эндообъект 37 0 том > эндообъект 38 0 том > эндообъект 39 0 том > эндообъект 40 0 том > эндообъект 41 0 том > эндообъект 42 0 том > эндообъект 43 0 том > эндообъект 74 0 том >/Font>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject >>>/TrimBox[0.0 0,0 467,717 666,142] / Тип / Страница >> эндообъект 75 0 том >/Шрифт>/ProcSet[/PDF/Текст] >> /TrimBox[0.0 0.0 467.717 666.142] /Тип/Страница >> эндообъект 76 0 том > / TrimBox [0,0 0,0 467,717 666,142] / Тип / Страница >> эндообъект 77 0 том >/Шрифт>/ProcSet[/PDF/Текст] >> /TrimBox[0.0 0.0 467.717 666.142] /Тип/Страница >> эндообъект 78 0 том > / TrimBox [0,0 0,0 467,717 666,142] / Тип / Страница >> эндообъект 79 0 том >/Font>/ProcSet[/PDF/Text] >>/TrimBox[0./ LӵYot9NLxv & A7] zKQ ٛ @ 1 / MemBК

    xz (5hgwOϢpcg5 4

    .

    Смотрите также