Грим вороны


Ворона, братья Гримм, читать сказку про ворону онлайн бесплатно

 

 

Жила-была некогда королева; была у нее дочка, совсем еще маленькая, — ее еще на руках носили. Однажды стала девочка капризничать, и что мать ей ни говорила, девочка никак не могла успокоиться. Потеряла мать терпенье, а летали вокруг замка в то время вороны; вот открыла она окно и сказала:

— Хоть бы ты стала вороной и от меня улетела, мне было бы тогда спокойней!

Только вымолвила она это слово, обернулась девочка вороной и выпорхнула у нее из рук прямо в окошко. Улетела она в темный лес и оставалась там долгое время, и родители ничего о ней не знали. Спустя некоторое время проезжал через тот лес один человек, услыхал он, что кричат вороны, и пошел туда; подошел он ближе, а ворона ему и говорит:

— Я родилась королевной, но меня заколдовали, и ты можешь меня освободить от заклятья.

— А что же надо мне для этого сделать? — спросил он.

Говорит ворона:

— Ступай дальше в лес, и увидишь там дом, сидит в том доме старуха; она предложит тебе поесть и попить, но ты этого делать не смей, а не то нападет на тебя сон и тогда ты не сможешь меня освободить. В саду за тем домом стоит большая сторожевая вышка; ты взойти на ту вышку и там меня дожидайся. Три дня подряд я буду являться к тебе в карете, каждый раз в два часа, и будет она запряжена сначала четверкою белых жеребцов, потом четверкой буланых, наконец четверкою вороных; и если ты будешь бодрствовать и не уснешь, я буду расколдована.

Человек пообещал выполнить все, что она пожелает, а ворона говорит:

— Ах, я уж знаю, ты меня от колдовства не освободишь, ты что-нибудь да возьмешь у старухи.

Но человек пообещал еще раз, что ничего у старухи брать не станет, ни еды, ни питья. Когда подошел он к тому дому, вышла к нему навстречу старуха и говорит:

— Бедный вы человек, как вы истощали! Заходите и подкрепитесь, покушайте чего-нибудь да выпейте.

— Нет, — говорит человек, — я не хочу ни есть и ни пить.

Но она все приставала к нему и говорила:

— Если вы есть не хотите, то отпейте хоть из этого вот стакана, ведь это все равно что ничего.

И вот она уговорила его, и он выпил. После полудня, около двух часов, вышел он в сад, взобрался на вышку и стал дожидаться ворону. Стоит он там, и вдруг такая на него напала усталость, что он не мог себя пересилить и прилег немного; но уснуть ему все-таки не хотелось. Но только он лег поудобней, как сами собой глаза у него закрылись, он заснул и спал так крепко, что ничто на свете не могло бы его разбудить.

В два часа подъехала ворона на четверке белых жеребцов, она сильно грустила и сказала:

— Я знаю, он спит.

Вошла она в сад, — так оно и оказалось: он лежал на вышке и спал. Вышла она из кареты, подошла к нему, стала его расталкивать, окликнула, но он не проснулся.

На другой день в полдень явилась опять старуха, принесла ему еды и питья, но он не хотел их брать. Она не давала ему покоя и уговаривала его до тех пор, пока он не хлебнул из стакана. Около двух часов вышел он в сад, поднялся на вышку и стал ждать ворону, но вдруг он почувствовал такую усталость, что устоять был не в силах; он ничего не мог поделать, захотелось ему лечь, и его одолел глубокий сон.

Явилась ворона на четверке буланых коней, была она в великой печали и молвила:

— Я знаю, он спит.

Взошла она к нему на вышку, где он лежал, но не могла его никак разбудить. На другой день говорит ему старуха:

— Что это такое? Ты не ешь ничего и не пьешь, неужто ты умирать задумал?

Он ответил:

— Я есть и пить не хочу и не смею.

Но она поставила перед ним блюдо с едой и стакан вина. Услыхал он запах, не мог удержаться и хлебнул большой глоток. Пришло время, и вышел он в сад, на вышку, и стал дожидаться королевну; а был он еще больше утомлен, чем в те дни, лег на землю и уснул, да так крепко, точно весь окаменел.

В два часа явилась ворона; приехала она на четверке вороных жеребцов, в черной карете и вся в черном. И была ворона совсем уже в глубокой печали и сказала:

— Я знаю, он спит и освободить меня не сможет.

Пришла она к нему, а он лежит и спит крепким-крепким сном. Толкнула она его, окликнула, но разбудить не могла. Положила она тогда рядом с ним хлеб и кусок мяса, а на третье бутылку вина, чтоб он мог поесть и выпить столько, сколько бы захотел, а пища и вино не уменьшались бы. Потом сняла она с пальца золотое кольцо и надела ему на палец, а было на том кольце ее имя вырезано. Оставила она ему и письмо, было в нем перечислено, что она ему принесла, и сказано, что пища и питье никогда не будет уменьшаться; и было в этом письме еще написано: «Я вижу, что ты освободить меня здесь не сможешь; если хочешь освободить, то приходи в золотой замок Стеклянной горы, — сделать это в твоей власти, я знаю это наверняка». Положила она все это, села потом в карету и поехала в золотой замок Стеклянной горы.

Он проснулся, видит, что спал, и стало ему на сердце грустно, и он сказал:

— Видно, она только проехала мимо, а я ее не освободил.

Вдруг он заметил — что-то лежит около него; он прочитал письмо, и было в нем описано, как все случилось. Вот поднялся он и направился к золотому замку Стеклянной горы, но он не знал, где тот замок находится. Странствовал он по свету долгое время и попал, наконец, в темный лес. Шел он тем лесом целых четырнадцать дней и никак не мог из него выбраться. Однажды к вечеру он так устал, что лег под кустом и уснул. На другой день двинулся он дальше, а под вечер собрался снова прилечь под кустом,— и вдруг услыхал вой, плач, и никак не мог уснуть. Был час, когда люди зажигают свет, и он увидел, что где-то вдали светится огонек; он поднялся и пошел ему навстречу; он пришел к какому-то дому, и дом показался ему совсем крошечным оттого, что перед ним стоял великан. Подумал он: «Если войти в этот дом, великан меня заметит и можно легко своей жизнью поплатиться». Но, наконец, он решился и вошел. Увидал его великан и говорит:

— Это хорошо, что ты явился, я давненько уже ничего не ел. Я проглочу тебя на ужин.

— Посмотрим, — сказал человек, — я не так-то легко дам себя проглотить. Если ты хочешь есть, то еды у меня вдосталь, чтоб тебя накормить досыта.

— Если это правда, — сказал великан, — можешь спокойно оставаться; я хотел съесть тебя потому, что у меня нет ничего другого. — Они пошли, подсели к столу, и он достал хлеб, вино и мясо, и сколько они ни ели и ни пили, всегда оставалось столько же.

— Это мне нравится, — сказал великан и ел сколько влезет.

Потом человек ему говорит:

— Не можешь ли ты мне сказать, где находится золотой замок Стеклянной горы?

Великан сказал:

— А я посмотрю по своей карте, на ней можно найти все города и деревни и все дома.

Принес он полевую карту, что была у него в комнате, и стал искать на ней замок, но на карте такого замка не было.

— Это ничего, — сказал великан, — есть у меня в шкафу наверху еще карты побольше, посмотрим по ним. — Но и на них замка не оказалось.

Собрался человек идти дальше; но великан стал его просить остаться еще день-другой у него, пока не вернется домой его брат, который ушел на поиски пищи. Воротился домой брат великана, и стали они его спрашивать, где находится золотой замок Стеклянной горы; тот ответил:

— Вот как поужинаю да наемся, поищу его на карте.

Вошли они вместе с ним в его горницу и стали искать на его карте, но замка такого найти никак не могли. Принес тогда брат великана другие старинные карты, стали они искать по тем картам; искали-искали, пока, наконец, не нашли золотой замок Стеклянной горы, но был он за много тысяч миль отсюда.

— А как же мне туда попасть? — спросил человек.

Великан и говорит:

— Есть у меня два часа свободного времени, я готов отнести тебя почти до самого замка, а потом мне надо будет домой возвращаться и кормить грудью ребенка, который у нас живет.

Понес великан человека, и оставалось до замка сто часов ходу, вот он и говорит:

— Остальную часть дороги ты пройдешь без труда и сам.

Повернул потом великан назад, а человек пошел дальше, и шел он день и ночь, пока, наконец, не пришел к золотому замку Стеклянной горы. Этот замок стоял на горе из стекла, и заколдованная девушка объехала вокруг него в своей карете, а затем вошла туда. Увидел он ее, обрадовался и хотел было взобраться к ней, наверх, но как ни старался, а все по стеклу вниз скатывался. Понял он, что ему к ней не добраться, крепко запечалился и молвил про себя: «Останусь-ка я тут внизу и стану ее дожидаться». Построил он себе хижину, просидел в ней целый год и каждый день глядел на королевну, как ездила она там наверху, но наверх к ней взобраться он никак не мог.

Заметил он однажды из своей избушки, как бились между собой трое разбойников-великанов, и крикнул им:

— Господь с вами!

Услыхав это, они остановились, но никого не заметили и продолжали драться вовсю. Он крикнул им опять:

— Господь с вами!

Они остановились было, оглянулись, но, никого не заметив, продолжали биться. Крикнул он в третий раз:

— Господь с вами! — и подумал: «Надо поглядеть, что эти трое задумали».

Он подошел к ним и спрашивает, почему они между собой дерутся. И сказал один из великанов, что нашел он-де палку, такую, что если ею ударить в дверь, то дверь разлетится; другой великан сказал, что нашел он такой плащ, что если его на себя накинуть, то станешь невидимкой; а третий сказал, что поймал он такого коня, что всюду на нем можно проехать и даже на Стеклянную гору взобраться. И вот, не знают они теперь, как им быть — оставаться ли им вместе или разойтись. Тогда человек сказал:

— Хотел бы я у вас эти три вещи выменять; хотя денег у меня и нету, но зато имеются у меня другие предметы, что будут подороже всяких денег. Но я должен сперва вашу находку испытать, чтоб узнать, правду ли вы говорите.

И они позволили ему сесть на коня, набросили на него плащ и дали ему в руки палку; только он все это получил, как стал вмиг невидимкой. Ударил он разбойников со всего маху и крикнул:

— Ну, медвежатники, получайте теперь, что вам следует! Вы этим довольны?

Потом въехал он на коне на Стеклянную гору и был уже перед самым замком — но замок был закрыт. Ударил он палкой в ворота, они вмиг распахнулись, он вошел туда, поднялся по лестнице наверх и вошел в зал; сидела там девушка, а перед нею стояла золотая чаша с вином. Девушка не могла его заметить, оттого что был он укутан плащом. Он подошел к ней, снял с пальца кольцо, что она когда-то ему подарила, бросил его в чашу, и оно на дне зазвенело. И она воскликнула:

— Это мое кольцо! Значит, и тот человек, который меня освободит от заклятья, должен здесь находиться.

Стали его искать по всему замку, но нигде не нашли; он вышел, сел на коня и сбросил с себя плащ. Вот подошли к воротам, и все увидели его и от радости закричали. Тогда он сошел с коня и обнял королевну; а она поцеловала его и сказала:

— Теперь ты меня освободил от злых чар, завтра мы отпразднуем нашу свадьбу.

15 идей сюрреалистичного макияжа на Хэллоуин

Вы уже готовитесь к Хэллоуину и ищите интересный образ? Помимо костюма важно продумать прическу и, конечно, макияж. В нашем обзоре собраны 15 креативных идей разной сложности. Отпразднуйте День всех святых, поразив окружающих нестандартным макияжем!


1. Морская дева

Вам нравятся истории и фильмы о русалках? Тогда обратите внимание не великолепный фейс-арт, имитирующий лицо полуженщины-полурыбы. Такой макияж будет хорошо смотреться с пастельным обмре в зелено-голубых тонах. Впрочем, можно ограничиться париком.

Для аккуратной имитации рыбьей чеши можно использовать сетку, поверх которой будет наноситься спрей-краска. Я бы заменила розовую помаду на бирюзовую. А вы?

Макияж русалки

2. Закатное небо

Несмотря на кажущуюся сложность, это самый простой макияж в нашем перечне. Для его создания нужны лишь жидкие тени да тонкие кисточки. Просто нарисуйте поверх основы для макияжа полосы разных цветов, подражая палитре неба во время заката.

Макияж закатный

3. Улыбка Чеширского Кота

А вот эта идея подойдет любителям психоделической ленты «Алиса в стране чудес». Вы можете использовать розовый цвет, как у кота в американском мультфильме, или зелено-голубой, копируя кота Тима Бертона. Конечно, в данном варианте желательно дополнить макияж необычными линзами ненатурального цвета. Предпочтительно выбрать линзы с удлиненным зрачком, как у кошки.

Макияж Чеширского Кота

4. Абстракция

Данный макияж по достоинству оценят лишь поклонники абстрактной живописи. Прелесть данного варианта в том, что вам не надо мучительно вырисовывать аккуратные линии, ведь абстракция не терпит симметрии. Запаситесь парой флаконов жидкой подводки, ее потребуется немало.

Абстрактный макияж

5. Голограмма

Для данного образа вам понадобятся хромовые тени с зеркальным эффектом. Их еще называют голографическими тенями. Для пущей оригинальности можно использовать матовую помаду черного цвета.

Голографический макияж

6. Инь и ян

Классный вариант со сдержанным черно-белым контрастом. Обратите внимание, что сюрреализму макияжу придает видимое отсутствие бровей. Придется потрудиться, вырисовывая одинаковые капельки, символизирующие мужское и женское начала. Вам нравятся философии Востока? Тогда дополните этот макияж восточным маникюром.

Инь и ян

7. Поллок

Картины Джексона Поллока с их замысловатыми брызгами красок стоят баснословные суммы. Почему бы не вдохновиться работами этого мастера для создания образа в стиле абстрактного экспрессионизма? Этот макияж кажется небрежным, но создать его будет непросто. Нанося брызги краски для фейс-арта, убедитесь в том, что поблизости нет ничего ценного. Лучше делать макияж в ванной, чтобы не перепачкать весь дом своим творчеством.

Макияж в стиле Поллока

8. Большие глаза

Этот образ напоминает кинофильм «Большие глаза», посвященный неординарным работам художницы по имени Маргарет Кин, на портретах которой были магнетизирующие, просто гигантские глаза. Так же вариант подойдет поклонникам аниме, однако в этом случае лучше зрительно уменьшить губы.

Большие глаза

9. Невеста Дракулы

Сложно представить себе идеи для Хэллоуина без образа вампира. Несмотря на мрачность, связанную с вампирами, этот образ выглядит женственно благодаря красивом завиткам, глиттеру и нежному цвету темной сирени.

Невеста Дракулы

10. Слезы единорога

Хотите чего-то более сказочного, не столь пугающего, как образ кровососа? Тогда создайте имитацию волшебного единорога! Самой оптимальной палитройбудет соединение розовой, голубой и сиреневой пастели с перламутром. Не лишним будет украсить прическу интересным аксессуаром с хрустальным рогом.

Макияж единорога

11. Ворон

«Каркнул ворон: “Nevermore!”»… На Хэллоуин так и тянет окунуться в атмосферу произведений Эдгара Алана По, правда? Вдохновитесь его стихотворением «Ворон», создавая необычную маску. Нарисуйте вороний клюв на носу и украсьте лоб декоративными черными перьями.

Маска ворона

Хотите чего-то более изысканного? Тогда наденьте черную маску с имитацией кружева (ее можно сделать из картона), а перьями украсьте волосы. Затемнение черными тенями  и черная помада придадут лицу мрачности.

Макияж ворона

12. Богиня смерти

В немалой степени Хэллоуин сформировался под влиянием национального мексиканского праздника, известного как День мертвых (Dia de los Muertos). В период празднования большой популярностью пользуются особые маски – калаки – очень похожие на черепа. Древние индейцы (давшие начало празднику мертвых) считали, что черепа символизируют не только смерть, но и перерождение. Танцуя в таких масках, украшенных цветами, мексиканцы отдают дань памяти умершим близким.

Макияж калака

13. Маска смерти

Вы хотите создать подобие маски-калаки, но у вас мало времени и не слишком много разноцветной косметики? Для этого варианта вам понадобятся лишь черные тени, карандаш да красная помада.

Макияж-маска

14. Труп невесты

Вы не хотите ограничиваться лишь макияэем и готовы перейти к боди-арту? Почерпните вдохновение в работах Тима Бертона и скопируйте образ из «Трупа невесты». Кстати, это отличный мистический мультфильм для просмотра в Хэллоуин. Чтобы передать образ ранимой Эмили, вам понадобятся: голубая краска для боди-арта, сухие цветы, состаренное подвенечное платье и искусственные мотыльки голубого цвета.

Труп невесты Бертона

15. Пин-ап

Вы любите стиль «пин-ап» или вам просто нравятся комиксы? Тогда посмотрите на этот образ. Для имитации рисунка из книги комиксов надо нанести на кожу точки. Полоски белой и черной подводки помогут придать лицу сходство с графическим изображением. Образ поможет завершить ретроприческа с завитками.

Пин-ап макияж в стиле комиксов

Чтобы празднование Хэллоуина вышло по-настоящему атмосферным, мы предлагаем вам побаловать себя вкусными кулинарными шедеврами. Эти блюда к Хэллоуину станут интересной декорацией праздничного стола!

Рассказать друзьям:

Подписаться на журнал:

Идет загрузка

Башмаки Гребня Ворона - Предмет

Краткая информация

Уровень предмета: 36
Становится персональным при надеванииБроня: 19
+7 к [силе или интеллекту]
+10 к выносливости
Прочность: 55 / 55
Требуется 31-й ур.

Цена продажи: 1 12 5

Игроки могут получить этот предмет, выбрав следующие специализации:
  • Паладин:
  • Воин:
  • Рыцарь смерти:
Это предмет является частью следующего набора для трансмогрификации:   Gateshattering Battleplate (Recolor)

Дополнительная информация

Внести вклад

Для загрузки изображения воспользуйтесь приведенной ниже формой.
  • Скриншоты, содержащие элементы интерфейса, по общему правилу, удаляются сразу. Это же относится и к скриншотам, полученным с помощью Просмотрщика моделей или окна выбора персонажа.

  • Чем выше качество, тем лучше!

Пожалуйста, введите ссылку на видеоролик в поле, указанное ниже.

Wowhead Client — это небольшая программа, с помощью которой мы поддерживаем базу данных в актуальном состоянии. Пользователи Wowhead Client получают доступ к дополнительным инструментам на сайте.  

Две основные цели Wowhead Client:  

  1. Он устанавливает и обновляет аддон Wowhead Looter, который собирает данные, пока вы играете!  

  2. Он загружает собранные данные на Wowhead, помогая поддерживать базу данных в актуальном состоянии!  

Вы также можете использовать Wowhead Client, чтобы просматривать выученные рецепты, выполненные задания, собранные ездовые животные и спутники и полученные звания! 

Чего же вы ждете? Скачайте Wowhead Client. 

Survival. Как победить в бесконечной войне? — Блог re:Store Digest

Grim Soul: Survival — свежая игра от российской студии «Кефир». Модераторы App Store называют ее «чумой», и мы уверены, что она поможет вам интересно занять свое свободное время на новогодние праздники.

Исследуйте новые земли, таинственные места

Разработчики поместили игру в готическую среду, вдохновленную киноработами Дэвида Линча, прозой Эдгара По, монографией «Очерки истории чумы» в двух томах и целым набором артхаусных игровых проектов из 90-х. Grim Soul: Survival — это реально чума.

Этот мир заражен серой гнилью — страшной проказой, которая не знает пощады. Вы начинаете на своем небольшом участке суши, по которому разбросаны полезные и не очень ресурсы, а также ходят зловещие ожившие мертвецы.

Для начала вам нужно заняться зачисткой этого пустынного клочка земли: собрать все природные ресурсы, которые будут регулярно восстанавливаться, уничтожить врагов и разобрать пожитки павших в бою людей. Дальше — больше.

Всего в игре три фракции, живущие в состоянии бесконечной войны, в которой нельзя победить. Им запрещено покидать пределы своей зараженной территории, но связь между ними поддерживается с помощью воронов.

Именно создание клетки-ловушки, которая поможет поймать ворона для связи, станет первым заданием вашего приключения. Сначала оно покажется простым, но разработчики обещают, что сложность игры будет расти по мере прохождения:

«Мы не ограничиваем игрока в ресурсах. Наоборот, даем возможность работать над мощной крафтовой броней и оружием, и этими ресурсами нужно пользоваться, если планируете пройти весь сюжет», — говорит Георгий Белоглазов, продюсер проекта.

Освойте создание ресурсов, оружия и зданий

Когда вы соберете первые камни и древесину, займитесь орудиями труда: создайте примитивные топор и кирку, чтобы рубить деревья и добывать камни. Далее вы сможете построить настоящие станки для крафта самых разнообразных вещей..

Основой для защиты от других выживших, а также бесконечных нападений нежити окажется замок. Сначала вы сможете создать лишь примитивную деревянную халупу, но в итоге превратите ее в настоящую цитадель с ловушками для непрошеных гостей.

Не забывайте также регулярно навещать владения других игроков. В этом вам поможет обширный ассортимент реалистичного средневекового оружия на любой вкус: от примитивных дубин до моргенштерна, алебарды и арбалета.

Но зацикливаться на крафте не стоит. Самые ценные ресурсы и наиболее редкие предметы вы сможете найти, спустившись в таинственные катакомбы великих орденов. Они генерируются случайным образом, поэтому каждое приключение будет уникальным.

Вам точно понадобится создать несколько клеток для воронов, и умные птицы будут служить вам в роли посланцев. Наблюдайте за небом, они всегда кружат над теми местами, где можно поживиться — пернатые станут вашим ориентиром.

Игра объединяет в себе элементы песочницы и выживания, RPG и стратегию, тайм-менеджмент с уместным взаимодействием между реальными игроками. Разработчики умело жонглируют жанрами, и это идет приключению только на пользу.

Постройте себе замок для защиты и развития

Главное для замка — стены вокруг и дверь для прохода. Это первый этап для защиты от недоброжелателей, которые попробуют подобраться к вам из самых неожиданных сторон. Особенно бойтесь их прихода поздней ночью.

Чтобы быстрее перемещаться между поселками, вам потребуется бравый конь. Вы сможете завести «четвероногого друга», когда построите рядом со своим замком самое настоящее стойло. А дальше будут лодки, повозки и даже кареты….

Когда вы достаточно разовьетесь лично и укрепите свой замок, сможете задуматься о том, чтобы прервать свое одиночество. Отличным способом сделать это окажется вступить в клан или даже возглавить свой собственный.

Соберите братьев по оружию, и они повысят ваши шансы выжить в этом наполненном безумием мире. Используйте каждый шанс, чтобы продлить пребывание здесь, и вы обязательно добьетесь успеха.

В игре нет четкой задачи, которую вам необходимо выполнить для ее завершения. Вы сможете проходить ее месяцами, непрерывно развиваясь и находясь в непрерывном поиске все новых и новых секретов.


Советы по выживанию в игре от разработчика

  • Ночью держите при себе источник света;
  • Не забудьте еду и настойки в подземелье;
  • Будьте готовы ко встрече с торговцами;
  • Обязательно используйте воронов, они помогут;
  • Прячьтесь от Ночного гостя в доме;
  • Изучите режим скрытности;
  • Изучите режим скрытности

Разгадайте загадку истории древней Империи

За зловещую атмосферу темного Средневековья в игре отвечают двое петербуржцев: Михаил Евсеев и Павел Головий. Они без ума от шутеров и хардкорных ролевых игр и давно хотели создать нечто подобное.

За основу игры было взято темное фэнтези, которое объединяет мультипликационную стилистику и реализм. Все персонажи в игре рисовались в 3D, локации получились максимально реалистичными и атмосферными.

При создании визуального ряда игры художники вдохновлялись Diablo и Dark Souls, но старались избежать пугающих сцен: «Мы за атмосферу и создание саспенса [неопределенности, тревожного ожидания]», — уточняют в студии «Кефир».

По мере прохождения игры, в перерывах между борьбой с другими пользователями, а также ходячими мертвецами, жаждой и голодом, вы будете находить таинственные свитки и письма. Они помогут узнать историю этого странного места.

Жизнь в Чумных землях — это вечная война. В ее ходе вы сможете подчинить дикую природу и стать настоящей легендой. Вы будете регулярно штурмовать замки своих врагов и в итоге займете законное место на здешнем железной троне.

Начните свой путь в RPG с элементами выживания абсолютно бесплатно. Тем не менее, учтите, что в ней есть встроенные покупки, которые не повлияют на баланс, но ускорят процесс вашего развития.

Загрузить игру для iPhone и iPad из App Store: [бесплатно + встроенные покупки]

Цены, указанные в статье, актуальны на момент публикации материала и могут меняться с течением времени.

«Ворон» с Брендоном Ли: мрачная история готического боевика | Кино, Классика кино

Четверть века тому назад состоялась премьера «Ворона» — фильма, на съемках которого оборвалась жизнь актера Брендона Ли. Ему было всего 28 лет. Но «Ворон» вошел в историю не только из-за трагедии. Это ещё и один из самых атмосферных готических фильмов.

По случаю 25-летнего юбилея «Ворона» давайте вспомним сложную историю его создания, творившийся на съёмках бардак, вырезанных персонажей (кто-нибудь слышал про Ковбоя-черепа?), и как картину доснимали без главного героя.

«Ворон» — экранизация одноименного комикса, созданного Джеймсом О’Барром. Автор начал работать над ним в начале 1980-х, чтобы справиться с утратой: его невесту сбил пьяный водитель. Еще одним мрачным источником вдохновения послужила прочитанная им история о паре из Детройта, убитой бандой грабителей из-за обручального кольца стоимостью в 20 долларов.

Готовый комикс пролежал на полке семь лет. О’Барру долго не удавалось найти издателя, согласного опубликовать его работу. Лишь в 1988 году «Ворон» наконец увидел свет. Комикс быстро стал популярен, и на него обратили внимание в Голливуде. Вскоре О’Барр продал права на экранизацию.

Правда, он быстро пожалел о своем решении. На встрече с продюсерами ошеломленный О’Барр узнал, что его работу хотят превратить в мюзикл с Майклом Джексоном в главной роли. Ситуация изменилась, лишь когда у руля проекта встал мало кому тогда известный австралийский режиссер греческого происхождения Алекс Пройас.

Пройас был поклонником комикса и хотел как можно точнее передать его атмосферу. Изначально режиссер даже планировал сделать полностью черно-белый фильм, используя цвет только в эпизодах со флешбэками, но, разумеется, получил отказ от продюсеров. Тогда Пройас решил снимать кино в приглушённой цветовой палитре с красными акцентами. Это подарило «Ворону» его уникальный визуальный стиль.

Эрика Дрейвена создатели искали долго. Предложение сыграть эту роль получили Кристиан Слэйтер и Ривер Феникс — оба ответили отказом. Продюсеры всерьез подумывали позвать на пробы какого-нибудь популярного рок-музыканта. Сам О’Барр видел в главной роли Джонни Деппа.

Можно представить, какой Ворон вышел бы из каждого из них (а заодно кинематограф без Джонни Деппа)

Но, хорошенько все обдумав, продюсеры решили, что лучше сделать ставку на физически подготовленного актера, способного справиться с множеством сложных экшен-сцен. Поэтому на главную роль был утвержден Брендон Ли, сын знаменитого Брюса Ли. О’Барр поначалу этот выбор не одобрял. Он знал Ли только как героя боевиков с восточными единоборствами, и ему казалось, что тот не вытянет серьезную роль.

Время доказало неправоту О’Барра. Ли серьезно отнесся к работе, считая, что это его долгожданный прорывной проект, который сделает его большой голливудской звездой. Актеру во многом помогло и давнее увлечение эстетикой смерти, возникшее у него после ранней гибели отца. У Ли был собственный катафалк, на котором он любил кататься по округе и навещать могилы знаменитостей. А при подготовке к роли Эрика он обложился пакетами со льдом, чтобы почувствовать, каково это — быть похороненным и лежать в холодной земле.

К слову, Ли не нравился изначальный грим его персонажа. Ему казалось, что он выглядит слишком неестественно, слишком глянцево. Актер обсудил эту проблему с Алексом Пройасом. Тот разрешил Ли самому наносить часть грима перед сном. К утру краска, конечно же, размазывалась, что создавало нужный эффект естественной потертости.

Актер любил отпускать шутки по поводу насилия и жестокости в фильме. Например, как-то он пришел в тренажерный зал, снял футболку и с гордостью показал окружающим засохшую на его животе искусственную кровь. В другой раз он похвастался в интервью, что на съёмках одной из сцен в его персонажа выстрелили 70 раз. Ли и не представлял, как жутко впоследствии будут звучать подобные фразы.

Ворон или Ворона?

«The Crow» означает «Воро́на», а не «Во́рон». Но, по иронии, на съёмках не было ни одной вороны — создатели использовали именно что воронов. Вороны умнее ворон, лучше относятся к людям и легче поддаются дрессировке. А средний зритель вряд ли заметит разницу. Так что, как ни парадоксально, русское название неправильно с точки зрения перевода, зато точнее с точки зрения орнитологии.

Уже с первого дня на съемках «Ворона» начало твориться неладное. Один из членов группы получил ожог, случайно зацепив операторским краном линию электропередач. Затем сгорел один из грузовиков с оборудованием. Потом недовольный условиями на съёмках работник намеренно протаранил машиной декорацию. При подготовке опасной сцены каскадер упал с крыши и сломал несколько ребер. Казалось, даже силы природы ополчились на фильм — разыгравшаяся буря повредила несколько дорогих декораций.

Еще одно недоброе предзнаменование случилось на съёмках эпизода в ломбарде Гидеона, когда Ворон разбивал рукой стекло. Разумеется, стекло было не настоящим, а бутафорским. Тем не менее Брендон Ли серьезно порезался.

Говорят, после этих происшествий в съёмочной группе, снимавшей поблизости другой фильм, даже начали делать ставки на то, с какой новой напастью столкнутся соседи. Но в итоге неприятности поджидали их самих: пожар уничтожил несколько декораций. Позже все это дало повод заявить, что «Ворон» изначально был «проклят».

И всё же, как бы ни хотелось списать все неприятности на сверхъестественные силы, реальность намного прозаичнее. Проблемы «Ворона» породила обычная человеческая жадность. Съемки картины финансировала студия Paramount, руководство которой сомневалось в перспективах проекта. Фильм подумывали вообще выпустить не в кинотеатры, а сразу на видео. Все это обернулось существенным урезанием бюджета.

В итоге на съемки «Ворона» выделили лишь 14 миллионов долларов. При этом руководство студии требовало, чтобы кино выглядело на все 30 миллионов. Из-за этого фильм снимали в Северной Каролине, где были не такие строгие законы насчёт условий и оплаты труда, рабочего распорядка и времени отдыха. Это позволило продюсерам платить меньше, требуя при этом больше. Съемочной бригаде пришлось буквально работать на износ.

Пройас и Ли на съёмках

Но и этого было мало. Студия давила на Алекса Пройаса, требуя экономить на каждой мелочи. Создателям приходилось придумывать все новые и новые способы, как уложиться в бюджет. Так, из-за нехватки денег некоторые эпизоды автомобильной погони снимали с использованием миниатюр. Из-за постоянных переработок к концу марта 1993 года все члены кинобригады оказались до предела вымотаны. Утешением служило лишь то, что мучения были почти завершены. Оставалось снять несколько финальных сцен…

Брендона Ли убила всё та же скупость студии, из-за которой приходилось экономить каждый доллар. По крайней мере, именно она запустила цепочку трагических событий.

На съемках использовался большой арсенал оружия, в том числе и револьвер Smith & Wesson 44-го калибра. Это был не муляж, а настоящий пистолет одного из членов съемочной бригады. Одно из принципиальных отличий револьвера от самозарядного пистолета — когда он нацелен на нас (в камеру), можно увидеть, вставлены ли патроны в барабан. Поэтому при съемках сцен с револьвером, особенно если его показывают крупным планом, в него обычно заряжают муляжи патронов.

Но из экономии создатели «Ворона» поступили иначе. Они взяли настоящие патроны, вынули из гильз пули и порох и вернули пули на место. Так вышло дешевле, чем покупать специальные муляжи. Проблема в том, что человек, проделавший эту процедуру, забыл про капсюль. В результате случилось вот что. Во время (или после) съемок одной из сцен, когда в револьвер заряжали патроны, кто-то нажал на спуск. Энергии капсюля хватило, чтобы вытолкнуть пулю из барабана, но не дальше — она застряла в стволе револьвера.

Будущую трагедию еще можно было бы предотвратить, если бы ствол осмотрел штатный оружейник. Но к тому времени его не было на площадке. Основные эпизоды перестрелок уже были отсняты, так что из-за той же тотальной экономии создатели решили, что нет смысла платить оружейнику за съемки простой сцены с одним выстрелом. Все слишком устали, всем хотелось поскорее закончить съёмки. Никто так и не осмотрел револьвер.

Эта сцена была одной из ключевых в фильме. В ней бандиты убивали Эрика. Игравший Фанбоя актер Майкл Масси должен был выстрелить в грудь Брендона Ли. Чтобы выстрел смотрелся эффектнее, в револьвер зарядили холостой патрон с повышенным зарядом пороха, способный создать яркую дульную вспышку.

И вот 31 марта 1993 года на съёмках той самой сцены Масси направил револьвер на Ли и нажал на спусковой крючок. Пороховые газы вытолкнули пулю из ствола примерно с такой же скоростью, как если бы это выстрел с использованием боевого патрона. Она попала Брендону в живот, застряв в позвоночнике.

Актера тут же увезли в больницу, но, несмотря на все усилия врачей, он умер. По словам докторов, даже если бы Ли удалось спасти, скорее всего, он навсегда остался бы парализован. Актер погиб за 17 дней до собственной свадьбы.

Майкл Масси так и не смог заставить себя посмотреть «Ворона»

Гибель Брендона Ли стала шоком как для съемочной группы, так и для всей киноиндустрии. Конечно, время от времени в Голливуде происходили смертельные инциденты, но, как правило, их жертвами становились каскадеры или обслуживающий персонал. Последний сравнимый по скандальности случай произошел в 1982 году — тогда на съемках «Сумеречной зоны» упавший вертолет убил актера Вика Морроу и двух детей.

Трагедия на площадке привела к серьезному изменению голливудских мер безопасности при съемках сцен с огнестрельным оружием. Но за халатность, погубившую Ли, так никто и не понёс ответственности. Власти решили не выдвигать никаких обвинений. Позже мать Брендона подала гражданский иск против съемочной группы. В итоге продюсеры выбрали традиционный для Голливуда путь, выплатив ей трехмиллионную компенсацию. После суда все пленки с записью смерти Ли были уничтожены.

Что касается самого фильма, то его собирались закрыть. Появившиеся в прессе подробности нанесли ущерб репутации студии. Поэтому Paramount решила избавиться от, как бы сейчас сказали, «токсичного» актива. Казалось, «Ворон» уже никогда не увидит свет…

Однако режиссер и продюсеры не захотели мириться с решением Paramount. Ли погиб на 50-й из 54 съемочных дней. Изучив отснятый материал, Пройас пришел к выводу, что фильм вполне реально завершить. Мать и невеста Брендона Ли также хотели, чтобы картина вышла на экраны и все смогли увидеть его последнюю роль.

Проблема была в финансах. Завершение картины требовало значительной суммы. К счастью, продюсерам удалось заинтересовать студию Miramax. Она выкупила права на отснятый материал и выделила деньги на досъемки. В общей сложности Miramax вложила в проект 8 миллионов долларов.

Конечно, завершение картины без исполнителя главной роли было крайне непростой задачей. Продюсеры наняли нескольких сценаристов, чтобы они переработали сюжет. Так в фильме появились закадровый голос Сары и несколько новых связующих эпизодов.


Ковбоя-черепа играл Майкл Берримен, знаменитый тем, что снимается в ужастиках без грима: из-за мутации у него от природы жутковатое лицо и нет ни волос, ни зубов

В изначальном варианте картины фигурировал Ковбой-череп (Skull Cowboy) в исполнении Майкла Берримана. Именно он наделял Эрика Дрэйвена сверхъестественными силами и объяснял ему их пределы. Перед финалом в церкви Ковбой-череп забирал у героя все способности, потому что он, дескать, уже покарал своих убийц и ему нельзя использовать их дальше.

Еще до смерти Ли создатели подумывали вырезать всю эту линию. Ковбой-череп слишком выбивался из общего стиля картины. Но Пройас так и не успел снять альтернативные сцены, объясняющие, откуда у Эрика эти силы. После некоторых колебаний создатели решили, что фильм сможет обойтись и вовсе без объяснений.

Вырезанная сцена из финала

Так изначально выглядела сцена воскресения Эрика

Но не все проблемы решались так просто. Создателям требовалось доснять несколько эпизодов с участием главного героя. Для этого они применили как традиционные методы, так и новейшие по тем временам цифровые технологии.

Чаще всего для недостающих сцен использовали дублера. Именно поэтому, когда Сара встречает Эрика в его квартире, нам ни разу не показывают его лицо. А вот эпизод, где только что восставший из могилы герой заходит в свой дом, сняли принципиально иначе. Создатели вставили в кадр изображение Брендона Ли, вырезанное цифровым способом из предыдущей сцены, где герой шел по аллее под дождем. Капающие с потолка капли воды тоже добавили при помощи компьютера.

Для съемок эпизодов, где требовалось показать лицо Эрика, даже создали маску Брендона Ли. Планировалось надеть ее на дублера. Но маска выглядела слишком жутко, и от этой идеи отказались. На выручку снова пришли цифровые технологии. Во флешбэке, когда злодеи выбрасывают Эрика из окна, лицо Ли наложили на каскадера при помощи компьютера. Аналогичным образом в сцене накладывания грима лицо актера добавили в отражении в зеркале. Знаменитый эпизод, где Эрик выходит с вороном на плече, скомпонован так же.

«Ворон» вышел на экраны в пятницу, 13 мая 1994 года, — и его ждал успех. Мировой прокат принес создателям 94 миллиона долларов при общих затратах (с учетом досъемок) в 23 миллиона. В итоге Брендон Ли оказался прав: «Ворон» действительно сделал его звездой. К сожалению, сам актер так и не узнал об этом. Зато финансовый успех картины помог карьере Алекса Пройаса и позволил ему снять «Темный город» — один из самых недооцененных фантастических фильмов 1990-х.

О фильме: