Соль минор хроматическая гамма


Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники)

Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? - люди придумали тучи описательных, конструктивных  и практических музыкальных дисциплин. Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической "сущности".

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) - некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении - колледже) - даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух. 4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.



ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет "Элементарная теория музыки" в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.

ТАБЛИЦЫ ГАММ, ИНТЕРВАЛОВ И АККОРДОВ по курсу музыкальной школы и по курсу музыкального колледжа (училища)


МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса (одна из форм работы на сольфеджио) — запись по слуху одно-, двух-, трёх.- и четырёхголосных музыкальных построений. Один из приёмов развития музыкального слуха. Диктант музыкальный прослушивается в исполнении голосом, на фортепиано или другом инструменте, после чего записывается нотами. Диктант музыкальный требует осмысления элементов лада, гармонии, голосоведения, ритма, музыкальной формы (в так называемом тембровом Диктанте — также инструментовки). Подбор на фортепиано (мелодия с аккордами). Музыкальная игра на развитие абсолютного слуха. Как писать музыкальные диктанты.

АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — музыкально-теоретическая дисциплина, изучающая строение музыкального произведения. В музыковедении сложилась традиция рассматривать музыкальное произведение как особую художественную систему, содержательное целое, в котором объединены, соподчинены, композиционно оформлены и взаимодействуют различные музыкально-выразительные средства — элементы, стороны музыкального произведения. Каждый из этих элементов (мелодия, гармония, контрапункт и т. п.) может стать предметом специального аналитического исследования (анализ гармонический, полифонический, ритмический, анализ формы и так далее). Взаимодействие всех сторон (звуковой, интонационной, композиционной) музыкального произведения изучает так называемый целостный Анализ музыкальный: произведение рассматривается в единстве содержания и формы, теоретических и исторических ракурсов, объективного изучения и эстетической оценки, как художественное целое, зависящее от композиторского замысла, исполнительской интерпретации и направленности на слушателя. В вокальной музыке анализируется также соотношение собственно музыкальных средств и словесного текста.

ГАРМОНИЯ (греч.  — связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность). Термин «Гармония» в музыке включает ряд значений: приятная для слуха слаженность звуков; объединение звуков в созвучия и их закономерное последование; Гармонией также называется научная и учебно-практическая дисциплина, изучающая звуковысотную организацию музыки, созвучия и их связи. Понятие Гармония применяется для характеристики высотной системы, аккордики, тональных (ладовых) функций и т. п., конкретного музыкального стиля (напр., «гармония барокко», «гармония Прокофьева»), а также в значении «аккорд», «созвучие».

РЕШЕБНИКИ ПО ГАРМОНИИ —  возможные варианты решения задач по музыкальной гармонии.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА — так обычно называют все музыкальные произведения в их совокупности: произведения, созданные различными композиторами в разных странах. Термин этот употребляется так же, как, например, "специальная литература", "справочная литература", "научная литература". Существует и другое значение этого термина: так называется предмет, вернее, учебная дисциплина, которую изучают в старших классах музыкальных школ и в музыкальных училищах. В программу музыкальной литературы входят биографии крупнейших композиторов, отечественных и зарубежных, знакомство с их творчеством, а также подробное изучение отдельных наиболее известных, наиболее важных сочинений. Разбор музыкальных произведений. Жанры музыки. Биографии композиторов-классиков.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ - анекдоты и истории про музыкантов.

ПОЛИФОНИЯ - полифонические разборы фуг И.С. Баха.

ПРОГРАММЫ- по сольфеджио для муз. школы (5-ти и 7-милетнее обучение)

СОВРЕМЕННЫЕ КОМПОЗИТОРЫ - биографии композиторов современности.

Вступайте в группу сайта lafamire ВКОНТАКТЕ http://vk.com/lafamire

Си бемоль минор хроматическая гамма. Что такое ладовая альтерация и её применение, хроматическая гамма и её правописание

Гамма, состоящая из полутонов, в которой каждая диэзированная нота сливается со следующей бемолизированной. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА в музыке гамма с диэзами и бемолями,… … Словарь иностранных слов русского языка

Хроматическая гамма - Гамма с полутоновым расстоянием между ступенями, насчитывающая 12 звуков в пределах октавы. Рассматривается как мажорная или минорная гамма с проходящими полутонами. Отсюда правила её записи: все диатонические ступени нотируются без какой … Большая советская энциклопедия

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА - в музыке звукоряд, включающий все 12 входящих в октаву звуков … Большой Энциклопедический словарь

Хроматическая гамма - состоит из 12 ступеней, отстоящих на хроматические и диатонические полутоны. X. гамма бывает восходящая и нисходящая и применяется во всех строях. Письмо этой гаммы находится в зависимости от хроматических ключевых знаков строя, в котором X.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

хроматическая гамма - (муз.), звукоряд, включающий все 12 входящих в октаву звуков. * * * ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА, в музыке звукоряд (см. ЗВУКОРЯД), включающий все 12 входящих в октаву (см. ОКТАВА) звуков … Энциклопедический словарь

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА - – гамма из всех двенадцати полутонов темперированной системы. X. г. нотируется весьма различно, смотря по строю, в котором она встречается, и по гармонии, в смысле которой она понимается. Если диатоническую гамму следует рассматривать как… … Музыкальный словарь Римана

хроматическая гамма - гамма, состоящая только из полутонов (12 в октаве) … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

Хроматическая гамма - последовательность расположенных в восходящем или нисходящем порядке звуков, в к рой расстояние между соседними ступенями равно полутону. Октава содержит 12 звуков X. г. Не являясь гаммой самостоят. лада, X. г. образуется из звукорядов… … Музыкальная энциклопедия

ГАММА (в музыке) - ГАММА, в музыке звукоряд (см. ЗВУКОРЯД) последование всех звуков лада (см. ЛАД), расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке; имеет объем октавы, но может быть продолжена в соседние октавы. См. также Хроматическая гамма… … Энциклопедический словарь

гамма - 1. ГАММА, ы; ж. [от греч. gamma] Название буквы, обозначавшей звук соль в средневековой музыке. 1. Последовательный восходящий или нисходящий ряд звуков (звукоряд) в пределах одной или нескольких октав. Мажорная, минорная г. // Нотное изображение … Энциклопедический словарь

Книги

  • , В. В. Жакович. Данное учебное пособие представляет собой вторую часть книги "Чтение с листа для начинающих пианистов" и рассчитано на второй-третий год обучения. Часть пьес, которые включены в сборник, -… Купить за 268 руб
  • Чтение с листа. Средние классы , Жакович В.. Данное учебное пособие представляет собой вторую часть хрестоматии «Чтение с листа для начинающих пианистов» и рассчитано на второй-третий год обучения. . . Часть пьес, которые включены в…

Хроматическая гамма представляет собой последовательность звуков полутонами. Хроматическая гамма не образует самостоятельного лада. В основе ее лежат мажорная или минорная гаммы. Хроматическая гамма является их усложненным видом. Она образуется в натуральных гаммах мажора и минора посредством заполнения больших секунд хроматическими звуками.

Правило правописания хроматической гаммы основано на родстве тональностей.

В мажоре оно заключается в следующем: все основные ступени гаммы остаются без изменений, большие секунды заполняются при восходящем движении повышением I, II, IV и V ступеней и понижением VII ступени взамен повышения VI ступени; при нисходящем движении большие секунды заполняются понижением VII, VI, III и II ступеней и повышением IV ступени взамен понижения V ступени.

Правописание хроматической гаммы в миноре в восходящем направлении соответствует параллельному мажору. Следует принять во внимание, что I ступень минора является в параллельном мажоре VI ступенью и вследствие этого не должна повышаться, взамен ее понижается II ступень. В нисходящем направлении хроматическая гамма минора пишется, как одноименная мажорная гамма.

Модуляцией называется переход в новую тональность с завершением в ней музыкального построения.

Отклонением называется смена тональности внутри построения без закрепления новой тоники.

Отклонение и модуляция чаще осуществляется в родственные тональности Родственные тональности

Все мажорные и минорные тональности образуют группы тональностей, находящихся между собой в гармоническом родстве.

Родственными называются те тональности, тонические трезвучия которых находятся на ступенях данной (исходной) тональности натурального и гармонического видов.

В музыкальном произведении начальная тональность называется главной, а тональности, сменяющие ее в процессе развития музыки,- побочными..

Каждая тональность имеет шесть родственных тональностей.

Например:

До мажору родственны тональности:

До-мажор на I ступени.

Фа-мажор на IV ступени. Это тональность субдоминанты -S (IV)

Соль-мажор на V ступени. Это тональность доминанты -D(V).

Ля-минор на VI ступени. Эта тональность является параллельной До-мажору.

Ре-минор на II ступени. Параллельная Фа-мажору, тональности субдоминанты.

Ми-минор на III ступени. Параллельная Соль-мажору, тональности доминанты.

В гармоническом мажоре на IV ступени будет Фа-минор –гармоническая субдоминанта.

Таким образом, родственными тональностями называют те тональности, трезвучия которых находятся на ступенях исходной тональности. Каждая тональность имеет 6 родственных тональностей.

Для Ля-минора

Ре-минор (IV ступень) – тональность субдоминанты

Ми-минор (V ступень)- тональность доминанты

До-мажор (III ступень)- параллельная главной тональности

Фа-мажор (VI ступень) – параллельная тональности субдоминанты

Соль-мажор (VII ступень)- параллельная тональности доминанты

Ми-мажор (V ступень в гармоническом миноре)- тональность мажорной доминанты

Здравствуйте, уважаемые посетители сайта сайт. Мы знаем какие можно брать для развития , от каких ступеней их строить и так далее. Также мы рассматривали способы изменить гармонию, используя особенности октавных ладов (или разновидностей мажорных и минорных гамм). Давайте всё таки немного вспомним обо всём этом.

Гармонию в выбранной тональности можно представить с помощью аккордов, построенных от любой ноты гаммы этой тональности. Разница между этими аккордами будет только в их принадлежности к той или иной группе: тонике, доминанте или субдоминанте. Об этом мы подробно говорили в статьях про . Мы также можем использовать ступени отличающие гармонический или от натурального вида, с целью замены тех или иных аккордов. Именно с целью совершения различных замен, а также изменения звучания в ту или иную сторону существует понятие, рассматриваемое нами ниже в этой статье.

Ладовая альтерация - это повышение или понижение неустойчивых ступеней для более сильного тяготения в устойчивые. Если мы выбрали какую-то тональность, с которой собираемся работать, то нужно определить её . В процессе развития данной тональности неизменяемыми для нас остаются только эти устойчивые ступени, все же остальные (неустойчивые) дают нам простор для деятельности. Деятельность же заключается в применении альтерации, то есть понижении или повышении неустойчивых ступеней. Существуют некоторые особенности этого процесса. Давайте рассмотрим на примере до-мажора, где устойчивыми являются звуки до, ми, соль(1-ая, 3-я, 5-ая).

На рисунке кружочком выделены устойчивые ступени, уже озвученные, цифрами подписаны неустойчивые и значки "+" и "-" показывают в какую сторону неустойчивые изменяются (в бемольную - знак минус или диезную - знак плюс). С помощью стрелок мы подчеркнули, что альтерированные звуки тянуться к устойчивым ступеням. Получается если мы находимся в тональность до-мажор вторую ступень мы можем понизить на полтона или повысить, причем в первом случае она тяготеет к звуку "до", во втором к "ми". Четвёртая ступень повышается и сильнее тяготеет к соль, шестая понижается и тяготеет к той же ноте. Почему именно так, а не иначе? Просто при альтерации неустойчивая ступень не повышается и не понижается к другой неустойчивой. Поэтому схема именно такая. А вот схемка для минорной гаммы:

На рисунке показаны возможные альтерации в тональности ля-минор. В данном случае альтерируемые неустойчивые ступени уже вторая, четвёртая и седьмая.

То, что мы выше рассмотрели опять же применяется в гармонии, или для построения мелодических линий. Вы уже знаете, что тональность может развиваться с помощью доминант и субдоминант, при этом все аккорды данных групп рассматриваются в контексте именно одной тональности (которую показывает тоника). Следовательно, короткое арпеджио именно тоники влияет главным образом на все составляющие гармонии. Три звука в этом случае будут неизменными, чтобы сохранить контекст, а остальные можно повышать или понижать. Смысл в следующем. Допустим тоника у нас до-мажор, аккорд субдоминантовый группы взят от второй ступени ре-минор, а доминанта - аккорд соль-семь (от пятой ступени):

Первый аккорд - мажорное трезвучие состоит из нот, которые не будут изменяться (ведь это основное звучание последовательности). Остальные два аккорда содержат неустойчивые ступени основной тональности, и с одним из них мы поработаем, используя альтерацию. В ре-миноре понижаем ноты ля и ре, согласно вот этой схеме:

Затем, используя тот же самый приём получим аккорд ля-бемоль-семь из того же Dm, понизив в нем ноту ля и повысив фа. Звучание нашей последовательности заметно изменилось, ведь аккорд ре-минор стал аккордом ре-бемоль мажор, а затем превратился в Ля-бемоль семь. А дальше двигаемся в доминанту соль-семь и начинаем круг заново. Вот ещё один способ разнообразить гармонию, который часто применяется в джазе и других музыкальных направлениях.

Хроматическая гамма и её правописание

Существует ещё одна , которую обычно рассматривают вместе с альтерацией. Хроматизм очень часто используется для разнообразия и знать правописание хроматической гаммы также может быть полезно (например, иногда, при использовании хроматизма не знаешь как записать в нотах ля-бемоль или соль-диез, ведь это одна и та же нота). Хроматизмом можно назвать способ обыгрывания аккорда, используя последовательность нот, разделённых только полутонами. Вот так можно записать в нотах хроматическую последовательность в до-мажоре:

Это вариант написания мажорной последовательности снизу вверх. Кружочками на картинке обведены 3-я и 6-ая ступени - мы их обвели потому что они не изменяемые в данном случае, то есть нельзя написать ми-бемоль или ля-бемоль, они только "чистые". Если же мажорную хроматическую гамму записывать сверху вниз, то неизменяемыми будут первая и пятая ступени:

Если у нас минорная хроматическая гамма , то при написании её и вверх и вниз неизменяемыми будут первая и пятая ступени. Рассматриваемый способ построения гаммы (хроматический) может быть использован и часто используется в построении фраз(ведь для богатства звучания важно комбинировать разные ). Также теперь вы будете точно знать как записывать в нотах "хроматические части" ваших произведений. Кстати, чтобы хроматизм звучал хорошо нужно понимать, что альтерированные неустойчивые ступени должны использоваться как проходящие и разрешаться в итоге в устойчивые, они как дополнительные "пути", по которым мы можем прийти в главные звуки тональности, отражающие её основной тон.

Статья посвящена одной из музыкально-теоретических тем - хроматической гамме. Из материала вы узнаете, что такое хроматическая гамма, как правильно ее строить в ладах мажорного и минорного наклонения. В качестве наглядного образца для построения избраны следующие тональности: до мажор, ре мажор и ля минор . Также вы узнаете интереснейшие высказывания известных музыкальных теоретиков о хроматической гамме.

хроматическая?

Это такая гамма, которая состоит из сплошных полутонов. Может быть как восходящей, так и нисходящей. Она отнюдь не является отдельной ладовой системой, несмотря на то что образовалась вследствие заполнения абсолютно всех сплетений из больших секунд хроматическими полутонами. То есть основой послужили именно семиступенные гаммы как минорного, так и мажорного ладов. В восходящей хроматической гамме применяются повышающие звук знаки альтерации: диез, дубль-диез, бекар (при бемолях в ключе). В нисходящей хроматической гамме применяются понижающие звук бемоль, дубль-бемоль, бекар (при диезах в ключе). Если не выделять ладотональную первооснову определенными гармоническими аккордами или не подчеркивать метроритмическими средствами устойчивых ступеней лада, то определить по слуху тональность и лад исполняемой хроматической гаммы - совершенно невыполнимая задача. Реальнее выявить ее ладовое наклонение и тональность визуально. Так как при ее построении соблюдаются строгие правила.

Правописание хроматической гаммы

При написании хроматической гаммы учитываются следующие правила:

Нотация осуществляется при учете опорных ступеней диатонического минора или мажора. Эти ступени никогда не изменяются. То есть для успешного и правильного построения гаммы нужно написать устойчивые ступени избранной тональности, не закрашивая их. Для наглядности все хроматические звуки следует заштриховать.
. Когда строится вверх хроматическая гамма, построение осуществляется следующим образом: повышенными на полтона будут абсолютно все диатонические ступени, отстоящие от последующих на один (целый) тон. Исключением является шестая ступень в мажорном ладу и первая - в минорном. Они не повышаются. Но как же тогда получить хроматическую гамму? Для этого надо в мажоре понизить на полутон седьмую ступень, а в миноре - вторую.
. Когда хроматическая гамма строится вниз, то следует знать, что пониженными на полтона будут абсолютно все диатонические ступени, отстоящие от последующих на один (целый) тон. Исключением является пятая. Как вы уже догадались, она не понижается. Вместо нее повышается четвертая ступень.

Интересен такой момент, что написание хроматического звукоряда в миноре при движении вниз полностью совпадает с нотацией одноименного мажора (безусловно, со всеми необходимыми ключевыми знаками альтерации).

Построение хроматической гаммы

Чтобы построить хроматическую гамму вверх и вниз в мажорном и минорном ладах корректно, нужно запомнить следующие правила:

При построении гаммы в восходящем движении мажорного ладового наклонения нужно оставлять без хроматических изменений третью и шестую ступени.
. При построении в нисходящем движении мажорного ладового наклонения нужно оставлять без хроматических изменений первую и пятую ступени.
. При построении гаммы в восходящем и нисходящем движении минорного ладового наклонения следует сохранять без хроматических изменений первую и пятую ступени.

Построение хроматических гамм в мажоре

До мажор в восходящем движении: до (c), до диез (cis), ре (d), ре диез (dis), ми (e), фа (f), фа диез (fis), соль (g), соль диез (gis), ля (a), си бемоль (b), си бекар (h), до (c).

В нисходящем движении: до (c), си (h), си бемоль (b), ля (a), ля бемоль (as), соль (g), фа диез (fis), фа (f), ми (e), ми бемоль (es), ре (d), ре бемоль (des), до (c).
Тональность с двумя знаками - ре мажор . Хроматическая гамма в восходящем движении в этой тональности: ре (d), ре диез (dis), ми (e), ми диез (eis), фа диез (fis), соль (g), соль диез (gis), ля (a), ля диез (ais), си (h), до (c), до диез (cis), ре (d).

В нисходящем движении: ре (d) - до диез (cis) - до бекар (c) - си (h) - си бемоль (b) - ля (a) - (gis) - соль (g) - фа диез (fis) - фа бекар (f) - ми (e) - ми бемоль (es) - ре (d).

По данному образцу, придерживаясь основных правил, можно построить любые гаммы мажорного наклонения.

Хроматическая гамма: минор. Построение

В восходящем движении ля минор : a, b, h, c, cis, d, dis, e, f, fis, g, gis, a . В нисходящем движении: a, gis, g, fis, f, e, dis, d, cis, c, h, b, a .

Если придерживаться основных правил, то по данному образцу можно построить абсолютно все гаммы минорного наклонения.

Высказывания известных теоретиков о хроматической гамме

Академик Б. М. Теплов справедливо отмечал в своих исследованиях, что хроматическая гамма гораздо сложнее интонируется голосом, нежели диатоническая. И это действительно так. Каждый музыкант подтвердит данный факт. Трудность ее исполнения объясняется тем, что пение реализовывается благодаря тонкому ощущению чувства лада. Когда вокально интонируется хроматическая гамма, то достаточно трудно опираться на лад. Некоторые считают, что если ориентироваться не на лад, а на интервальное чутье, то спеть такую гамму чисто не составит никакого труда. Но это мнение является ошибочным, так как опора все-таки приходится именно на лад, а не на интервалы.

Поддерживает мнение Б. Теплова о ладовом чувстве как важной основе при пении хроматической гаммы Ю. Тюлин. Он считает, что когда интонируется хроматическая гамма, то певец ориентируется не на абсолютную величину м.2 (малой секунды) и б.2 (большой секунды), а на консонирующие интервалы диатоники. Так, например, если нужно спеть хроматическую гамму от ноты до вверх, то в качестве опорных звуков будут ми и соль . Если сложить эти звуки: до-ми-соль - то образуется тоническое трезвучие тональности до мажор . Эти же звуки являются устойчивыми в данной тональности. Ю. Тюлин при высказывании таких мыслей основывался не на сухой теории, а на проведенных опытах. В качестве «материала для исследования» он избрал четырех вокалистов-исполнителей, которые подтвердили выдвинутое мнение.

Таким образом, хроматическая гамма состоит из двенадцати звуков (не учитывая повторения основного тона) и не является отдельной ладовой системой. Она строится во всех тональностях мажорного и минорного наклонения. Для того чтобы научиться ее строить, нужно знать определенные правила. Приведенные в статье образцы (тональности до мажор, ре мажор, ля минор, ми минор ) обязательно помогут вам в самостоятельном построении различных хроматических гамм.

Гамма, состоящая из полутонов, в которой каждая диэзированная нота сливается со следующей бемолизированной. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА в музыке гамма с диэзами и бемолями,… … Словарь иностранных слов русского языка

Хроматическая гамма - Гамма с полутоновым расстоянием между ступенями, насчитывающая 12 звуков в пределах октавы. Рассматривается как мажорная или минорная гамма с проходящими полутонами. Отсюда правила её записи: все диатонические ступени нотируются без какой … Большая советская энциклопедия

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА - в музыке звукоряд, включающий все 12 входящих в октаву звуков … Большой Энциклопедический словарь

Хроматическая гамма - состоит из 12 ступеней, отстоящих на хроматические и диатонические полутоны. X. гамма бывает восходящая и нисходящая и применяется во всех строях. Письмо этой гаммы находится в зависимости от хроматических ключевых знаков строя, в котором X.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

хроматическая гамма - (муз.), звукоряд, включающий все 12 входящих в октаву звуков. * * * ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА, в музыке звукоряд (см. ЗВУКОРЯД), включающий все 12 входящих в октаву (см. ОКТАВА) звуков … Энциклопедический словарь

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА - – гамма из всех двенадцати полутонов темперированной системы. X. г. нотируется весьма различно, смотря по строю, в котором она встречается, и по гармонии, в смысле которой она понимается. Если диатоническую гамму следует рассматривать как… … Музыкальный словарь Римана

хроматическая гамма - гамма, состоящая только из полутонов (12 в октаве) … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

Хроматическая гамма - последовательность расположенных в восходящем или нисходящем порядке звуков, в к рой расстояние между соседними ступенями равно полутону. Октава содержит 12 звуков X. г. Не являясь гаммой самостоят. лада, X. г. образуется из звукорядов… … Музыкальная энциклопедия

ГАММА (в музыке) - ГАММА, в музыке звукоряд (см. ЗВУКОРЯД) последование всех звуков лада (см. ЛАД), расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке; имеет объем октавы, но может быть продолжена в соседние октавы. См. также Хроматическая гамма… … Энциклопедический словарь

гамма - 1. ГАММА, ы; ж. [от греч. gamma] Название буквы, обозначавшей звук соль в средневековой музыке. 1. Последовательный восходящий или нисходящий ряд звуков (звукоряд) в пределах одной или нескольких октав. Мажорная, минорная г. // Нотное изображение … Энциклопедический словарь

Книги

  • , В. В. Жакович. Данное учебное пособие представляет собой вторую часть книги "Чтение с листа для начинающих пианистов" и рассчитано на второй-третий год обучения. Часть пьес, которые включены в сборник, -… Купить за 268 руб
  • Чтение с листа. Средние классы , Жакович В.. Данное учебное пособие представляет собой вторую часть хрестоматии «Чтение с листа для начинающих пианистов» и рассчитано на второй-третий год обучения. . . Часть пьес, которые включены в…

Хроматическая гамма: построение

Статья посвящена одной из музыкально-теоретических тем – хроматической гамме. Из материала вы узнаете, что такое хроматическая гамма, как правильно ее строить в ладах мажорного и минорного наклонения. В качестве наглядного образца для построения избраны следующие тональности: до мажор, ре мажор и ля минор. Также вы узнаете интереснейшие высказывания известных музыкальных теоретиков о хроматической гамме.

Это такая гамма, которая состоит из сплошных полутонов. Может быть как восходящей, так и нисходящей. Она отнюдь не является отдельной ладовой системой, несмотря на то что образовалась вследствие заполнения абсолютно всех сплетений из больших секунд хроматическими полутонами. То есть основой послужили именно семиступенные гаммы как минорного, так и мажорного ладов. В восходящей хроматической гамме применяются повышающие звук знаки альтерации: диез, дубль-диез, бекар (при бемолях в ключе). В нисходящей хроматической гамме применяются понижающие звук знаки альтерации: бемоль, дубль-бемоль, бекар (при диезах в ключе). Если не выделять ладотональную первооснову определенными гармоническими аккордами или не подчеркивать метроритмическими средствами устойчивых ступеней лада, то определить по слуху тональность и лад исполняемой хроматической гаммы - совершенно невыполнимая задача. Реальнее выявить ее ладовое наклонение и тональность визуально. Так как при ее построении соблюдаются строгие правила.

Правописание хроматической гаммы

При написании хроматической гаммы учитываются следующие правила:

• Нотация осуществляется при учете опорных ступеней диатонического минора или мажора. Эти ступени никогда не изменяются. То есть для успешного и правильного построения гаммы нужно написать устойчивые ступени избранной тональности, не закрашивая их. Для наглядности все хроматические звуки следует заштриховать.
• Когда строится вверх хроматическая гамма, построение осуществляется следующим образом: повышенными на полтона будут абсолютно все диатонические ступени, отстоящие от последующих на один (целый) тон. Исключением является шестая ступень в мажорном ладу и первая - в минорном. Они не повышаются. Но как же тогда получить хроматическую гамму? Для этого надо в мажоре понизить на полутон седьмую ступень, а в миноре – вторую.
• Когда хроматическая гамма строится вниз, то следует знать, что пониженными на полтона будут абсолютно все диатонические ступени, отстоящие от последующих на один (целый) тон. Исключением является пятая. Как вы уже догадались, она не понижается. Вместо нее повышается четвертая ступень.

Интересен такой момент, что написание хроматического звукоряда в миноре при движении вниз полностью совпадает с нотацией одноименного мажора (безусловно, со всеми необходимыми ключевыми знаками альтерации).

Построение хроматической гаммы

Чтобы построить хроматическую гамму вверх и вниз в мажорном и минорном ладах корректно, нужно запомнить следующие правила:

• При построении гаммы в восходящем движении мажорного ладового наклонения нужно оставлять без хроматических изменений третью и шестую ступени.
• При построении в нисходящем движении мажорного ладового наклонения нужно оставлять без хроматических изменений первую и пятую ступени.
• При построении гаммы в восходящем и нисходящем движении минорного ладового наклонения следует сохранять без хроматических изменений первую и пятую ступени.

Построение хроматических гамм в мажоре

До мажор в восходящем движении: до (c), до диез (cis), ре (d), ре диез (dis), ми (e), фа (f), фа диез (fis), соль (g), соль диез (gis), ля (a), си бемоль (b), си бекар (h), до (c).

В нисходящем движении: до (c), си (h), си бемоль (b), ля (a), ля бемоль (as), соль (g), фа диез (fis), фа (f), ми (e), ми бемоль (es), ре (d), ре бемоль (des), до (c).
Тональность с двумя знаками - ре мажор. Хроматическая гамма в восходящем движении в этой тональности: ре (d), ре диез (dis), ми (e), ми диез (eis), фа диез (fis), соль (g), соль диез (gis), ля (a), ля диез (ais), си (h), до (c), до диез (cis), ре (d).

В нисходящем движении: ре (d) - до диез (cis) - до бекар (c) - си (h) - си бемоль (b) - ля (a) - соль диез (gis) - соль (g) - фа диез (fis) - фа бекар (f) - ми (e) - ми бемоль (es) - ре (d).

По данному образцу, придерживаясь основных правил, можно построить любые гаммы мажорного наклонения.

Хроматическая гамма: минор. Построение

В восходящем движении ля минор: a, b, h, c, cis, d, dis, e, f, fis, g, gis, a. В нисходящем движении: a, gis, g, fis, f, e, dis, d, cis, c, h, b, a.

Если придерживаться основных правил, то по данному образцу можно построить абсолютно все гаммы минорного наклонения.

Высказывания известных теоретиков о хроматической гамме

Академик Б. М. Теплов справедливо отмечал в своих исследованиях, что хроматическая гамма гораздо сложнее интонируется голосом, нежели диатоническая. И это действительно так. Каждый музыкант подтвердит данный факт. Трудность ее исполнения объясняется тем, что пение реализовывается благодаря тонкому ощущению чувства лада. Когда вокально интонируется хроматическая гамма, то достаточно трудно опираться на лад. Некоторые считают, что если ориентироваться не на лад, а на интервальное чутье, то спеть такую гамму чисто не составит никакого труда. Но это мнение является ошибочным, так как опора все-таки приходится именно на лад, а не на интервалы.

Поддерживает мнение Б. Теплова о ладовом чувстве как важной основе при пении хроматической гаммы Ю. Тюлин. Он считает, что когда интонируется хроматическая гамма, то певец ориентируется не на абсолютную величину м.2 (малой секунды) и б.2 (большой секунды), а на консонирующие интервалы диатоники. Так, например, если нужно спеть хроматическую гамму от ноты до вверх, то в качестве опорных звуков будут ми и соль. Если сложить эти звуки: до-ми-соль – то образуется тоническое трезвучие тональности до мажор. Эти же звуки являются устойчивыми в данной тональности. Ю. Тюлин при высказывании таких мыслей основывался не на сухой теории, а на проведенных опытах. В качестве «материала для исследования» он избрал четырех вокалистов-исполнителей, которые подтвердили выдвинутое мнение.

Таким образом, хроматическая гамма состоит из двенадцати звуков (не учитывая повторения основного тона) и не является отдельной ладовой системой. Она строится во всех тональностях мажорного и минорного наклонения. Для того чтобы научиться ее строить, нужно знать определенные правила. Приведенные в статье образцы (тональности до мажор, ре мажор, ля минор, ми минор) обязательно помогут вам в самостоятельном построении различных хроматических гамм.

Академические гаммы, арпеджио, секвенции для саксофона

Гаммы до 7-ми знаков. Без знака: До-мажор — ля-минор. Диезные: соль-мажор — ми-минор, ре-мажор — си-минор, ля-мажор — фа-диез минор, ми-мажор — до-диез минор, си-мажор — соль-диез минор, фа-диез мажор — ре-диез минор, до-диез мажор — ля-диез минор. Бемольные: фа-мажор — ре-минор, си-бемоль мажор — соль-минор, ми-бемоль мажор — до-минор, ля-бемоль мажор — фа-минор, ре-бемоль мажор — си-бемоль минор, соль-бемоль мажор — ми-бемоль минор, до-бемоль мажор — ля-бемоль минор. Хроматическая гамма и хроматические секвенции — здесь (кликните). Три вида мажораздесь. Три вида минора здесь. Гаммы для сопрано-саксофоназдесь. Полный каталог всех гамм сайта SorokinJazz — здесь


Гаммы и арпеджио до 3-х знаков для саксофона

Сборник «Мажорные и минорные гаммы до 3-х знаков» ориентирован на учащихся ДМШ начальных и средних классов. Игра гамм методично распределена по разделам:

  • гаммы в прямом движении;
  • тоническое трезвучие и обращение;
  • доминантсептаккорд и обращение;
  • уменьшённый септаккорд и обращение.

Виды и порядок минорных гамм в сборнике:

  • гармонический минор в восходящем и нисходящем движении;
  • мелодический минор в восходящем движении;
  • натуральный минор в нисходящем движении.

Длительности: четвертные, восьмые, шестнадцатые.

Используя этот сборник гамм для саксофона, в своей педагогической деятельности, преподаватель сможет легко организовать игру гамм по единой системе своём классе.

Удобно распределённый нотный текст сборника гамм для саксофона поможет ученику с лёгкостью прибегать к игре гамм по этим нотам.

Список тональностей сборника:

  • без ключевых знаков: до-мажор -ля минор;
  • диезные: соль-мажор — ми-минор; ре-мажор — си-минор; ля-мажор — фа-диез-минор.
  • бемольные: фа-мажор — ре-минор; си-бемоль-мажор — соль-минор; ми-бемоль-мажор — до-минор;

Вы можете скачать даром на пробу две гаммы До-мажор и ля-минор ниже:

Сборник «Мажорные и минорные гаммы до 3-х знаков для саксофона» можно купить на странице магазина SorokinJazz.

Навигация по записям

Персональный сайт преподавателя Луговой Е.А.

Давайте играть гаммы!

Рихтер никогда не играл гаммы, в то время как Рахманинов использовал их в своей музыкальной практике на протяжении всей жизни. Нас воспитали на гаммах, и уже выработался рефлекс на повседневное их «употребление». Но не смотря на это, гаммы – очень многими нелюбимая вещь. Я решила провести опрос среди своих учеников и выяснить, чем им не нравятся гаммы. В основном, все ответы сводятся к одному – гаммы очень длинные, много видов и их скучно играть. Однако, те, кто продолжил свой музыкальный путь, показали другой результат. Сейчас, перейдя на другую ступень музыкального обучения, они изменили свое отношение к гаммам, полюбив их и найдя много интересного в их игре. В чем же причина такой перемены и как полюбить гамму еще в школе?

Даже ученик третьего класса скажет, в чем польза гамм – это развитие беглости пальцев и ровности игры, а я добавлю, что это также ознакомление с ладовой системой тональностей.

Чтобы достичь этих целей, нужно знать задачи, которые ставит гамма, и выполнить их на все 12 баллов.

1. Первое, в чем нужно разобраться – это строение гаммы. Мажорная гамма строится по схеме два тона – полутон – три тона – полутон. Минорная гамма – тон – полутон – два тона – полутон – два тона. При игре минора, также в работу берутся два его вида – гармонический и мелодический. Напомню, что в гармоническом повышается 7 ступень; в мелодическом вверх повышаются 6 и 7 ступени, вниз это повышение отменяется, то есть, звучит натуральный вид. Но не стоит каждый раз строить гамму по схеме. Здесь поможет слух. Подберите по слуху нужный минор или мажор. Ну, а если не выходит – уже тогда можно использовать схему.

2. Верная аппликатура – следующая неотъемная часть успешного исполнения гамм. Есть несколько принципов, которыми нужно руководствоваться при выборе аппликатуры:

Мажорные гаммы.

1.     Гаммы от белых клавиш. Руки начинают играть крайними пальцами: левая 5-м, правая     1-м.

В левой руке после первого звука идет четырехпальцевая позиция (то есть, 4 пальца подряд) с 4 пальца руки, а затем оставшиеся гаммовые звуки доигрывает трехпальцевая позиция с 3 пальца. То есть, гамма играется двумя позициями – 4 пальца + 3 пальца. Исключение – Си-мажор. Здесь позиции меняются местами, так как ми после двух черных клавиш до-диез и ре-диез неудобно брать 2 пальцем, а первый вполне комфортен. Первое Си берется 4 пальцем.

В правой руке позиции идут наоборот: 3 + 4. Исключение – Фа-мажор. Из-за си-бемоля появляется невозможность взять здесь 1 палец, поэтому позиции меняются местами: 4 + 3.

2.     Гаммы от черных клавиш. Здесь неудобно играть гамму теми же пальцами, что и от белых клавиш. Левая рука начинает 3-м, а правая 2-м пальцем. Исключение – в левой руке гамма Соль-бемоль мажор начинается 4 пальцем.

В левой руке позиционная формула 3 + 4. Исключение – Соль-бемоль мажор – 4 + 3.

В правой руке 3 + 4. Исключение – Ми-бемоль мажор – позиционная последовательность 4 + 3, которая начинается со второго звука гаммы; Си-бемоль мажор – последовательность 3 + 4, но начинается также со второго звука гаммы; Ля-бемоль мажор – та же последовательность, но начинается с третьего звука.

Минорные гаммы.

1.     От белых клавиш. Так же, как и в мажорных гаммах. Исключения сохраняются.

2.     От черных клавиш в левой руке позиционная последовательность 3 + 4. Исключения: ми-бемоль минор – последовательность 4 + 3 со второго звука гаммы; соль-диез   минор – 3 + 4 с четвертого звука, при этом гамма начинается с 3 пальца. В правой   руке – 3 + 4. Исключения: ми-бемоль минор – 4 + 3, начиная со второго звука; соль-диез минор – последовательность 3 + 4 , начиная с 3 звука; си-бемоль минор – 3 + 4, начиная со 2 звука.

 

Все это очень трудно читается, но легко делается.

Смена позиций происходит благодаря подкладыванию первого пальца. Это составляет трудность, так как неудачно подложенный первый палец «рвет» гамму на куски. Этот момент отрабатывается отдельно, и при хорошей шлифовке его в дальнейшей игре гамм он не мешает. Что же нужно делать, чтобы все шло гладко и ровно? В первую очередь, следите за самой рукой. Локоть и плечевая часть руки не должны выворачиваться в сторону подкладывания пальца, а лишь чуть-чуть отводиться. Первый палец заранее подводится к клавише, которую ему нужно взять. Рука играет ровно, предплечье рисует линию, которую направляет локоть. Есть также психологическая сторона этого момента. Себя нужно настроить на слышанье и координирование движений наперед. То есть, предвидеть, предусмотреть предслышать следующую ноту, способ ее извлечение, движение пальца и руки.

3. Третьим пунктом для успешного достижения выбранной нами цели я ставлю пульсацию с помощью акцентов по четыре звука. Это придает ровность и четкость игры, координирует работу правой и левой рук, облегчает охват гаммы (ведь легче сыграть отрезок из четырех звуков несколько раз подряд, чем сразу гамму в 4 октавы).

Чтобы гамма стала интересной и красочной, а не оставалась сугубо инструктивным упражнением, мы прибегаем к пятому условию – динамике. Ну, здесь все элементарно просто: вверх – крещендо, вниз – диминуэндо. Здесь нужно добавить также охватывающее движение руки. Выше я уже говорила о линии, которую рисует рука. Скорее, это даже стрела. Рука как бы отталкивается от первого звука, и «летит» к верхушке, а потом обратно. Это направленный вектор, попадающий в цель.

И на последок, перечислю виды гамм, которые нужно исполнять. Существует множество видов гамм, арпеджио и аккордов. Привожу здесь простейшие.

Мажор:

- прямой вид;

         - расходящийся;

- терция;

- децима;

- секста;

- короткие арпеджио;

- ломанные арпеджио;

- длинные арпеджио;

- аккорды

- хроматическая гамма.

Минор:

- натуральный;

- гармонический;

- мелодический;

- короткие арпеджио;

- ломанные арпеджио;

- длинные арпеджио;

- аккорды

- хроматическая гамма.

«Зачем все это нужно – то, что его заставляют делать? Бегать как можно быстрее руками по клавишам, подвертывая большой палец… Гаммы, упражнения, сухие, монотонные, скучные до слез…» -  писал Ромен Роллан. А ведь нужно, если Вы занялись музыкой.

Удачи!


Автор: Анна Мироненко
Источник: http://uroki-music.com

Хроматическая шкала | Школьная музыкальная библиотека

тип термина: подача

Гамма, состоящая из всех 12 звуков системы Equal Temperament

.

Принято писать последовательно крестиками при движении вверх и бемолями при движении вниз:

c-cis-d-dis-e-f-fig-g-gis-a-ais-h-c

c-h-b-a-as-g-ges-f-e-es-d-des-c

Более традиционные теоретики используют один бемоль при движении вверх ( a-b-h-c ), потому что первым хроматическим звуком, появившимся в Средние века, был бемоль, который позволял в записи различать две разные формы звукоинтонации ч : дурум ( h ) и молле ( b ).

Хроматический звукоряд не следует путать с додекафонией. Музыка, использующая почти весь материал равномерно темперированного строя в коротком пространстве, создавалась в результате насыщения гармонии альтерациями и ведущими звуками, - начал Фридерик Шопен, а к вершине это направление было доведено Рышардом Вагнером. Атональная музыка часто использовала хроматическую гамму, но отдельные звуки все же имели разное значение: одни были главными, по крайней мере в какой-то части произведения, другие были направлены на нее, были переходными звуками.Только то, что иерархии, известной из системы мажор-минор, избегали, часто вводя тритон. Прекрасную музыку на основе хроматической гаммы создал Арнольд Шенберг, которому, однако, не хватало строгой системы организации звуков. Поэтому он сделал шаг вперед и создал додекафонию, которая отличается от хроматической гаммы тем, что, во-первых, не создает гаммы, во-вторых, каждому звуку он придает равное значение, в-третьих, каждый звук занимает уникальное место в гамме. Базовая структура оригинальной серии. Хроматическая гамма не имеет ни одной из этих характеристик.

.

Энгармоническая шкала

Энгармоническая [сегментная] шкала на C. [1] [2] Воспроизведение (Поддержка · информация) [2] Обратите внимание, что на этой фотографии C♯ и D. ♭ скорее различны, чем эквивалентны, поскольку в современной нотации. Энгармоническая гамма на C. [3]

В теории музыки файл энгармоническая шкала представляет собой «[воображаемую] постепенную прогрессию через четверть тона» или любую «[музыкальную] гамму, продолжающуюся четверть тона». шкала использует штамп (деления) не существует на большинстве клавиатур, [2] , потому что современные стандартные клавиатуры имеют только полутоновые штампы.

В более широком смысле энгармоническая гамма — это шкала, в которой (используя стандартную нотацию) нет точного эквивалента между усиленной нотой и уплощенной нотой, с которой она энгармонически связана, например, в четвертьтоновой шкале. Например, F ♯ и G. ♭ эквивалентны в хроматической гамме (одна и та же нота пишется по-разному), но это разные ноты в энгармонической гамме. См.: Музыкальная настройка.

Музыкальные клавиатуры, которые различают энгармонические ноты, некоторые современные ученые называют энгармоническими клавиатурами.(Энгармонический род, тетрахорд, уходящий корнями в раннюю греческую музыку, лишь отдаленно связан с энгармоническими гаммами.)

Рассмотрим гамму, построенную по пифагорейской настройке. Пифагорейскую гамму можно построить «вверх», обернув цепочку чистых квинтов вокруг октавы, но ее также можно построить «вниз», обернув цепочку чистых четвертей вокруг той же октавы. Соединяя эти две немного разные гаммы вместе, вы можете создать энгармоническую гамму.

The following Pythagorean scale is enharmonic:

45 45 2330.4604470029 : 512 45 : 9
Note Ratio Decimal Cent Difference
(cents)
to 00001: 1 1 0000
повторно ♭ 00256: 243 1.05350 0090.225 23.460
to♯ 02187: 2048 1.06787 0113.685
re 00009: 8 1.125 0203.910 000
: 27 1.18519 0294.135 23.460
re♯ 19683: 16384 1.20135 0317.595
mi 00081: 64 1.26563 0407.820
fa 00004: 3 1.33333 0498.045
gn ♭ 01024: 729 1.40466 0588.270
1.42383 0611.730
G 00003: 2 1,5 0701.955
ZA ♭ 00128: 81 1.58025 0792.180 23.460
sol♯ 06561: 4096 1.60181 0815.640
ZA 00027: 16 1.6875 0905.865 b42
1.77778 0996.090 23.460
ZA♯ 59049: 32768 1.80203 1019.550
b 00243: 128 1.89844 1109.775
DO ' 00002: 1 2 1200

. ♭

  • re ♯ i E. ♭
  • fa ♯ i G. ♭
  • sol ♯ i A. ♭
  • ZA ♯ и b ♭
  • 256:243 (так называемая лимма), а натуральная нота выравнивается путем умножения ее коэффициента на 243:256. для б Луи Чарльз Элсон (1905). Музыкальный словарь Элсона , стр. 100. Компания O. Ditson.

    Внешние ссылки

    .

    Симметричная шкала

    В музыке и симметричной шкале — это музыкальная гамма, которая поровну делит октаву. [1] Понятие и термин, по-видимому, были введены Джозефом Шиллингером [1] и развиты Николаем Слонимским как часть его знаменитого Тезауруса гамм и мелодических паттернов. В двенадцати тонах одинаковая темперация может быть равномерно разделена только на две, три, четыре, шесть или двенадцать частей, которые затем могут быть заполнены путем добавления точно такого же интервала или последовательности интервалов к каждой полученной ноте (так называемая «интерполяция нот»). . [2]

    Примеры включают октатонную шкалу (также известную как симметричная уменьшенная шкала ; ее зеркальное отображение известно как обратносимметричная уменьшенная шкала [ цитата требуется ] ) и двухполутоновая тритоновая шкала:

    Двухполутоновая тритоновая гамма на C делит октаву на две равные части (C-F♯ & F # до (октава выше) C) и заполняет образовавшиеся промежутки тритона двумя полутонами (Db-D, G-Ab).

    Как объяснялось выше, оба состоят из повторяющихся субъединиц в пределах октавы.Это свойство позволяет этим гаммам существовать при переносе на другие ноты, сохраняя при этом те же ноты, что и исходная гамма (трансляционная симметрия).

    Вы можете легко увидеть его со всей тональной шкалой на C:

    • {C, D, E, F♯, G♯, A.♯, C}
    Синтезированный образец (Support info )

    При транспонировании целого тона в ре содержит точно такие же ноты в другой перестановке:

    • {ре, ми, фа♯, соль♯, ля.♯, CD}

    В случае обратно симметричной шкалы инверсия шкалы идентична. [3] Таким образом, интервалы между ступенями шкалы симметричны, если читать их «сверху» (конец) или «снизу» (начало) шкалы (зеркальная симметрия). Примеры включают украинскую дорийскую гамму b9 (шестой лад венгерской мажорной гаммы), джаз-минорную гамму b5 (пятый тип венгерской мажорной инволюции), неаполитанский мажор (четвертый лад локрианской мажорной гаммы), яванский слендро, [4]. ] хроматическая гамма, полная шкала тонов, дорическая гамма, эоловая гамма доминирования (пятая форма минорной мелодической гаммы) и двойная гармоническая гамма. [ цитата обязательна ]

    Асимметричные шкалы «гораздо более распространены», чем симметричные шкалы, и это может быть связано с неспособностью симметричных шкал иметь свойство уникальности (содержание каждого интервального класса уникальное количество раз), которое помогает определить положение нот относительно первой ноты гаммы. [4]

    См. также

    Дополнительная литература

    • Ямагути, Масая. 2006. Полный тезаурус музыкальных гамм , исправленное издание.Нью-Йорк: Музыкальные службы Масая. ISBN 0-9676353-0-6.
    • Ямагучи, Масая. 2006. Симметричные гаммы для джазовой импровизации , исправленное издание. Нью-Йорк: Музыкальные службы Масая. ISBN 0-9676353-2-2.
    • Ямагучи, Масая. 2012. Лексикон геометрических узоров для джазовой импровизации. Нью-Йорк: Музыкальные службы Масая. ISBN 0-9676353-3-0.

    Источники

    .90 000 Другие гаммы вне системы мажор-минор. Основы занятий музыкой - I класс, II ступень SM .Урок основы музыки - I класс, II ступень SM

    ТЕМА: Другие гаммы вне системы мажор-минор

    1. Общая цель

    - изучение гамм вне системы - мажор-минор (время возникновения, построение, применение)

    2. Цели операции

    После занятий студент умеет:

    - узнавать гаммы вне мажорно-минорной системы
    - давать краткое описание заданной гаммы ( эпоха создания, структура и применение)

    Методика проведения уроков: Лекции с упражнениями

    Учебно-методические пособия: подготовленные учителем упражнения, тетради, компакт-диск с записями песен (подробности в приложении), ноты (подробности в приложении)

    План урока:

    1.Введение
    а) Организационно-организационная деятельность
    Реализация темы урока.
    I. Знакомство с гаммами вне системы мажор-минор
    1. Гамма пентатоники
    2. Гамма греческая
    3. Гамма церковная
    4. Гамма цыганская
    5. Гамма целотонная
    6. Гамма горца
    7. Гамма Мессиана
    8. Додекафония
    II. Упражнения на закрепление знаний о шкалах известных
    2. Окончание
    а) Обобщение знаний
    б) Домашнее задание
    в) Организационно-упорядоченная деятельность

    Ход урока:

    1.Введение

    а) Организационно-организационная деятельность
    - встреча учащихся
    - подача темы урока

    2. Реализация темы урока

    I. Знакомство с гаммами вне системы мажор-минор

    1. Пентатоника
    - краткая введение, рис.исторический
    - представление на доске структуры и разновидностей пентатоники
    - краткий обзор использования звукоряда современными композиторами

    2. Греческие гаммы
    - историческая справка с представлением структуры греческих гамм на доске
    - прослушивание записи (Пример ноты 1 - Приложение)

    3.Весы церковные
    - обсуждение церковных гамм по отношению к греческим гаммам
    - представление строения церковных гамм на доске и указание отличий по отношению к греческим шкалам
    - плагальные гаммы, Доминанта, Финалис
    - краткий обзор использования гаммы современных композиторов
    - прослушивание записи (Пример ноты 2 - Приложение)

    4. Цыганская гамма
    - обсуждение построения цыганской гаммы с ее вариантом

    5. Полнотоновая гамма
    - обсуждение построение полнотональной гаммы с ее транспозициями
    - прослушивание записи (пример ноты 3 - Приложение)

    6.Шкала горца
    - прослушивание записи (Музыкальный пример 4 - Приложение)
    - учитель спрашивает об ассоциациях, связанных с прослушанным произведением
    - общее определение шкалы горца
    - общее определение структуры шкалы горца
    - указание его связь с лидийским ладом церковных гамм, указание на отличия

    7. гаммы Мессиана
    - краткий обзор и представление структуры гамм
    - указание на связь Modus I с цельнотоновой гаммой
    - особый акцент на важность Modus II
    - прослушивание записей (Музыкальный пример 5 - Приложение)

    8.Додекафония
    - краткое введение (объяснение термина "додекафония", краткое обсуждение кризиса системы - мажор-минор, краткое представление персонажей А. Шенберга, А. Берга и А. Веберна)
    - основное вопросы по 12-ти нотной гамме (равноценность всех нот гаммы, отсутствие централизации вокруг одного звука)
    - прослушивание записи (пример ноты 6 - Приложение)

    II. Упражнения на закрепление знаний об известных гаммах

    - учитель раздает ноты (Примечания 1-5 - Приложение), учащиеся пытаются определить звукоряд, использованный композитором в приведенных примерах
    - упражнения на построение конкретных звукорядов по заданному звук (Упражнение 1 - Приложение)
    - исправление учащимися неправильно построенных гамм (Упражнение 2 - Приложение)

    3.Окончание

    а) Обобщение знаний
    б) Домашнее задание
    - Сочинение учащимися короткой миниатюры на основе любого выбранного звукоряда
    в) Организационное - упорядочение

    Приложение

    Музыкальные примеры (фрагменты)
    1) Гардзенице - Промолет 'Геликона
    2 ) Последовательность Dies Irae
    3) М. Равель - Jeux d'Eau
    4) Ф. Шопен - Мазурка соч. 68 № 3
    5) Отец Мессиан - Семь кратких видений жизни воскресших людей
    6) А.Шёнберг - Мун Пьеро

    Музыкальные примеры
    1) К. Дебюсси - Прелюдия - Девушка с льняными волосами
    2) Б. Барток - Микрокосм III - Хроматическое изобретение
    3) Б. Барток - Микрокосм V - Полнотоновая гамма
    4) Б Барток - Концерт для фортепиано с оркестром № 2, часть я - начало, часть II - Presto
    5) J.S. Бах - Органная фуга - Дорицка

    Упражнение 1
    - Постройте миксолидийную гамму из звука d
    - Постройте ангемитонную пентатонику из звука g
    - Постройте цыганскую гамму из звука f
    - Постройте гамму горцев из звука a
    - Постройте Modus II (Messiaen) из звука e

    Упражнение 2
    - Исправьте приведенные ниже гаммы так, чтобы ноты соответствовали названию гаммы

    .

    Хроматическая шкала: дизайн

    Статья посвящена одной из этих теоретико-музыкальных тем - хроматической гамме. Из материала вы узнаете, что такое хроматическая гамма, как правильно ее строить в мажорных и минорных ладах настроения. В качестве визуального образца для построения были выбраны следующие ключи: до мажор, ре мажор и ля минор . Вы также узнаете самые интересные высказывания известных теоретиков музыки о хроматической гамме.

    Что такое гамма-хроматография?

    Диапазон, состоящий из непрерывных полутонов.Он может быть восходящим или нисходящим. Это не отдельная модальная система, несмотря на то, что она создавалась путем полного заполнения всех сплетен большими хроматическими секундами полутонов. Это означает, что в основу были положены семиступенчатые шкалы как базового, так и базового. Начальная хроматическая гамма, используемая для усиления звуковой хроматики: диез, дабл-диез, бекар (бемоль в тональности). В нисходящих хроматических гаммах используются редукционные звуковые хроматики: бемоль, дабл-бемоль, бекар (для диезов в тональности).Если не выделить определенные первичные гармонические аккорды или подчеркнуть метроритмические, то невозможно определить на слух тон и настроение с помощью хроматической гаммы. Ее женский настрой и тональность визуально кажутся более реальными. Потому что при его оформлении соблюдаются строгие правила.

    Написание хроматической гаммы

    При написании хроматической гаммы учитываются следующие правила:

    • Обозначение выполняется при указании диатонической ступени меньшего или большего размера.Эти шаги никогда не меняются. Это значит, что для правильного и корректного построения гаммы нужно писать устойчивые шаги выбранного ключа, не закрашивая их. Для наглядности все хроматические звуки должны быть заштрихованы.
    • При построении хроматического баланса построение выполняется следующим образом: все диатонические ступени, находящиеся дальше от одной тональности после другой (одной) тона, будут повышаться на полтона. Исключение составляет шестая ступень в основной гармонии и первая в миноре. Они не возникают.Но как получить хроматическую гамму? Для этого необходимо понизить седьмую степень на знаменательной ступени, на важном уровне, а вторую на ювенальной ступени.
    • При встроенной хроматической гамме следует знать, что все диатонические ступени, находящиеся дальше от одной до другой (на один тон), будут понижены на полтона. Пятый - исключение. Как вы понимаете, он не падает. Вместо этого поднимается четвертая ступень.

    Интересный момент, чтобы запись хроматической гаммы минора при движении полностью совпадала с записью того же направления (разумеется, со всеми необходимыми ключевыми знаками изменения).

    Построение хроматической гаммы

    Для правильного построения хроматической гаммы вверх и вниз в мажорном и минорном порогах помните следующие правила:

    • При построении гаммы вверх движение более высокого модального наклона не должно оставлять хроматических изменений на третьем и шестом этапах.
    • При построении движения основного лада вниз необходимо пропустить первый и пятый шаги без каких-либо хроматических изменений.
    • При построении шкалы в восходящем и нисходящем режиме во вторичном режиме наклон должен сохраняться без хроматических изменений первой и пятой степени.

    Построение хроматической гаммы в мажоре

    До мажор вверх: to (c) для диез (цис), d (d), ре-диез (DIS), (E) F (f) fis (f) ) , соль (соль), диез-соль (гис) до (а), си-бемоль (б), сикакар (з), до (в).

    Вниз: (б), Iа (а), Iа плоская (ас), соль (г), блеклая (д), ре (г), плоская (дес), к (в).
    Тон с двумя знаками - ре мажор . Хроматическая гамма в восходящем движении в этой тональности: (eis), распад (fis), соль (g), диез-соль (gis), ля (a), диез (ais), c (h), to (c), резко (цис), ре (г). Нисходящий: Д(Д)-цис(к;с)-Бекару(С)-Б(Н)-ВВ(б)-(а)-Острая соль (СИП)-соль(г)-физ(физ ) - Bekar f (f) - (e) - ми-бемоль (ES) - d (d).

    В этой модели по базовым принципам можно построить любую гамму основных настроений.

    Хроматическая шкала: маленькая. Здание

    Перемещение вверх Несовершеннолетние : a, b, h, c, cis, d, dis, e, f, fis, g, gis, a . Двигаясь вниз: a, gis, g, fis, f, e, dis, d, cis, c, h, b, a .

    Если следовать основным правилам, то по данному образцу можно построить абсолютно все шкалы с меньшим наклоном.

    Высказывания известных теоретиков хроматической гаммы

    Академик Б.М. Теплов справедливо заметил в своих исследованиях, что хроматическая гамма гораздо сложнее интонации голоса, а не диатоника. И это действительно так. Каждый музыкант подтвердит этот факт. Сложность его исполнения объясняется тем, что пение происходит благодаря тонкому чувству гармонии.Когда в вокале скандирует хроматическая гамма, трудно рассчитывать на гармонию. Некоторые думают, что если ориентироваться не на гармонию, а на интервал, то и гамму спеть не проблема. Но это мнение ошибочно, потому что опора все же должна быть гармоничной, а не с интервалами.

    Поддерживает мнение Б. Теплова о том, что он свободно ощущал себя важной основой для пения в хроматической гамме Ю. Тюлина. Считается, что при распевании хроматической гаммы певец не ориентируется на М.2 абсолютных (малые секунды) и второй по величине (б.2) и консонантный диатонические интервалы. Например, если вы хотите пропеть хроматическую гамму от нот до и выше, то в качестве опорных тонов м и и соль . Если соединить эти звуки: пред-мисоль - то образуется тоническое трезвучие тональности до мажор . Одни и те же звуки имеют устойчивую тональность. Высказывая такие мысли, Ю. Тюлин опирался не на сухую теорию, а на проведенные им опыты.В качестве «материала для исследования» он выбрал четырех певцов, подтвердивших мнение.

    Таким образом, хроматическая гамма состоит из двенадцати звуков (не считая повторов основного тона) и не является отдельной бесплатной системой. Он построен во всех мажорных и минорных тональностях. Чтобы научиться его строить, нужно знать определенные правила. Приведенные в статье образцы (тональность до мажор, ре мажор, ля минор, ми минор ) наверняка помогут вам самостоятельно построить различные хроматические гаммы.

    р> .

    Урок по хроматическим аккордам для всех ступеней гаммы - Учебный центр госпел-музыки

    этот урок для вас, если вам интересно узнать о хроматических аккордах.

    Одним из ключевых факторов, отличающих опытных и средних игроков от начинающих, является их способность включать в свою игру острые аккорды.

    вы можете видеть, что продвинутый игрок использует доминирующий тринадцатый аккорд):

    ... приблизиться к 11-му аккорду ре минор:

    ... до мажор:

    ... и вы, вероятно, задаетесь вопросом, что такое Bb , C#, D# и F#:

    … исполняются в тональности до мажор.

    ответ здесь. Как только вы узнаете о хроматических аккордах и нескольких примерах в этом уроке, вы тоже сможете оживить свою игру!

    Хроматические аккорды - объяснение для

    Термин «хроматический» буквально означает «красочный» и используется учеными-музыковедами для описания музыкальной идеи (ноты, гаммы, интервала, аккорда, прогрессии и т. д.), которая чужда доминирующей тональности.

    например в тональности до мажор:

    … следующие ноты:

    С#

    Ф#

    Бб

    ... являются хроматическими, потому что они не принадлежат к доминантной тональности (то есть до мажор.

    "Что такое хроматический аккорд?"

    Хроматический аккорд

    — это аккорд, чуждый доминирующему тону. В тональности до мажор:

    … любой аккорд, состоящий из одной или нескольких нот, чуждых тональности до мажор, такой аккорд является хроматическим аккордом.

    седьмой аккорд до мажор:

    ... и седьмой доминантный аккорд C:

    ... с одной и той же основной нотой-C (которая является первой нотой гаммы):

    ... но седьмая доминанта аккорд C:

    ... является хроматическим аккордом, потому что состоит из ноты Bb:

    ... которая чужда тональности до мажор:

    "короче..."

    Когда одна или несколько нот аккорда данного аккорда чужды доминирующему тону, аккорд называется хроматическим.

    хроматических аккордов для всех уровней шкалы

    в каждой тональности (мажорной или минорной) восемь ступеней. Мы рассмотрим хроматические аккорды для каждой ступени тональности, кроме восьмой ступени (которая является дубликатом первой ступени).

    Примечание: все примеры будут даны в тональности до мажор.

    хроматических аккордов для первого тона

    первая нота в тональности до мажор:

    … is C:

    Хотя в этой тональности есть несколько вариантов хроматических аккордов, мы сосредоточимся на доминирующем тринадцатом аккорде.

    играем аккорд C, доминантный тринадцатый аккорд:

    ... и опуская одиннадцатый тон (т.е. F):

    голос C, доминантный тринадцатый аккорд можно произносить двояко:

    # 1:

    # 2:

    Доминантный тринадцатый аккорд C может использоваться как аккорд, переходящий в аккорд четвертой ступени (также известный как «4 аккорд».)

    хроматических аккордов на второй тон

    вторая нота до мажор:

    … is D:

    Хотя в этой тональности есть несколько вариантов хроматических аккордов, мы сосредоточимся на доминирующем девятом аккорде.

    поэтому мы играем доминирующий девятый аккорд D:

    ... который можно выразить двумя способами:

    # 1:

    # 2:

    Доминирующий девятый аккорд D может использоваться как аккорд, который переходит в аккорд пятой ступени (также известный как "5 аккорд")

    хроматических аккордов на третий тон

    третья нота в тональности до мажор:

    … это E:

    Хотя в этой тональности есть несколько вариантов хроматических аккордов, мы сосредоточимся на измененном аккорде.

    поэтому мы играем доминирующий септаккорд:

    ... и есть два способа, которыми вы можете играть:

    # 1:

    # 2:

    Доминантный септаккорд e может использоваться как аккорд, который переходит в аккорд шестой ступени (он же - "6 аккорд")

    хроматических аккордов для четвертого тона

    хроматических аккордов на седьмой тон

    седьмая нота в тональности до мажор:

    … is B:

    Хотя в этой тональности есть несколько вариантов хроматических аккордов, мы сосредоточимся на измененном аккорде.

    поэтому мы играем доминантный септаккорд B:

    ... и есть еще один способ сделать это:

    Доминантный септаккорд B можно использовать как аккорд, который переходит в аккорд третьей степени (он же - "3 аккорд ".)

    Последние слова

    хроматических аккорда, которые вы изучили в этом уроке, предназначены для использования в качестве аккордов, которые переходят в обычные аккорды гаммы.

    Я вдвойне уверен, что ваш Аккордовый Арсенал взорвется, если вы примените эти аккорды к тональности C и транспонируете их в другие мажорные тональности.

    увидимся на следующем уроке!

    следующие две вкладки изменяют содержимое ниже.

    Чуку Оньемати

    Здравствуйте, я Чуку Оньемачи (также известный как «Доктор Поки») — музыковед, пианист, писатель, клиницист и нигериец. Я начал обучать музыкантов в своем районе в апреле 2005 года. Сегодня для меня большая честь работать музыкальным консультантом в музыкальной группе HearandPlay для музыкантов из Африки и других стран.

    Последние сообщения Chuku Onyemachi (Просмотреть все)

    • Спросите доктора Поки: Нужны ли исполнителям госпел подвесные аккорды? - 28 ноября 2018 г. 90 158
    • Проходящие аккорды: измененные аккорды и доминантные аккорды Седьмое — 21 ноября 2018 г.
    • Анализ аккордов: септаккорд минор - 14 ноября 2018 г.
    .

    Хроматическая шкала: дизайн

    Статья посвящена одной из этих теоретико-музыкальных тем - хроматической гамме. Из материала вы узнаете, что такое хроматическая гамма, как правильно ее строить в мажорных и минорных ладах настроения. В качестве визуального образца для построения были выбраны следующие ключи: до мажор, ре мажор и ля минор . Вы также узнаете самые интересные высказывания известных теоретиков музыки о хроматической гамме.

    Что такое гамма-хроматография?

    Диапазон, состоящий из непрерывных полутонов.Он может быть восходящим или нисходящим. Это ни в коем случае не отдельная система мальчиков, несмотря на то, что она создана за счет заполнения абсолютно всех переплетений из больших секунд хроматическими полутонами. Это означает, что в основу были положены семиступенчатые шкалы как базового, так и базового. В восходящей хроматической гамме используются повышающие звучание знаки изменения: диез, двойник, бекар (с бемолями в тональности). В нисходящей хроматической гамме используются знаки, меняющие звучание: бемоль, бемоль, бекар (с диезной тональностью).Если не отличить основной паладон от определенных гармонических аккордов или не подчеркнуть метрологическими средствами постоянные ступени порога, то исполняемая тональность и гармония хроматического диапазона — задача совершенно невыполнимая. Ее женский настрой и тональность визуально кажутся более реальными. Потому что при его оформлении соблюдаются строгие правила.

    Написание хроматической гаммы

    При написании хроматической гаммы учитываются следующие правила:

    • Обозначение выполняется при указании диатонической ступени меньшего или большего размера.Эти шаги никогда не меняются. Это значит, что для правильного и корректного построения гаммы нужно писать устойчивые шаги выбранного ключа, не закрашивая их. Для наглядности все хроматические звуки должны быть заштрихованы.
    • При построении хроматического баланса построение выполняется следующим образом: все диатонические ступени, находящиеся дальше от одной тональности после другой (одной) тона, будут повышаться на полтона. Исключение составляет шестая ступень в основной гармонии и первая в миноре. Они не возникают.Но как получить хроматическую гамму? Для этого необходимо понизить седьмую степень на знаменательной ступени, на важном уровне, а вторую на ювенальной ступени.
    • Когда встроена хроматическая гамма, то нужно знать, что абсолютно все диатонические ступени, находящиеся на один (целый) тон от следующего, будут понижены на полтона. Пятый - исключение. Как вы можете догадаться, он не падает. Вместо этого поднимается четвертая ступень.

    Интересный момент, что написание ювенильной хроматической гаммы при движении вниз полностью совпадает с обозначением того же направления (разумеется, со всеми необходимыми знаками смены тональности).

    Построение хроматической гаммы

    Для правильного построения хроматической гаммы в основном и подладах учитывайте следующие правила:

    • При построении восходящей шкалы основного настроения оставьте третий и шестой ступени без изменений.
    • При построении приподнятого настроения первая и пятая ступени должны оставаться без изменений.
    • При построении звукоряда в восходящем и нисходящем движении минорного порога первую и пятую ступени сохраняйте без хроматических изменений.

    Построение хроматической гаммы в мажоре

    До мажор вверх: to (c), для диеза (цис), ре (ре), диез (дис), ми (ми), фа (фа), фаза (фис ), соль (ж), острая соль (гис), ля (а), си-бемоль (б), си-бак (з), к (в).

    Движение вниз: do (c), b (h), b-flat (b), for (a), for flat (as), подошва (g), fdiez (fis), fa (f), m ( д), м бемоль (эс), пе (д), пе бемоль (дес), к (в).
    Тональность с двумя знаками - ре мажор . Восходящая хроматическая гамма в этой тональности: ре (д), диэтил (дис), ми (э), ми (эис), фдиэз (фис), соль (г), соль, пряный (гис), ля (а), dih (ais), si (h), (c), to диез (cis), pe (d). Нисходящее движение: pe(d) - пряный (cis) - хлебопекарный (c) - c (h) - плоский b (b) - la (a) - пряный соль (gis) - соль (g) - fis (fis) ) - фа бекар (ф) - ми (ми) - ми-бемоль (эс) - ре (д).

    По этой схеме, соблюдая основные правила, можно построить любую шкалу с крутым уклоном.

    Цветовая гамма: слабая. Здание

    Перемещение вверх Несовершеннолетние : a, b, h, c, cis, d, dis, e, f, fis, g, gis, a . Двигаясь вниз: a, gis, g, fis, f, e, dis, d, cis, c, h, b, a .

    Если соблюдать основные правила, то по этой модели можно построить абсолютно все весы с меньшим наклоном.

    Цитаты известных теоретиков хроматической гаммы

    Академик Б.М. Теплов справедливо заметил в своих исследованиях, что хроматическую гамму воспеть голосом гораздо труднее, чем диатоническую. И это правда. Каждый музыкант подтвердит этот факт. Трудность его исполнения объясняется тем, что пение осуществляется благодаря тонкому чувству порогов.Когда хроматическая гамма поется вокально, на этот режим довольно сложно положиться. Некоторые люди считают, что если мы не ориентируемся в интервальном смысле, так легко петь в этом интервале. Но это мнение ошибочно, так как поддержка все же учитывается именно в пути, а не в промежутках.

    Поддерживает мнение Б. Теплова о ладовом чувстве как важной основе для пения хроматической гаммы Ю. Тюлина. Он считает, что при распевании хроматической гаммы певец не ориентируется на абсолютное значение m.2 (маленькие секунды) и B.2 (большие секунды), но через равные диатонические интервалы. Например, если вы хотите спеть хроматическую гамму от нот до вверх, то в качестве эталонного тона м и и солите . Если добавить эти ноты: к м и гол - то образуется тоническая тональность трезвучия до мажор . Одни и те же звуки имеют устойчивую тональность. Ю. Тюлин, высказывая такие мысли, основывался не на сухой теории, а на проведенных опытах.Он выбрал четырех подрядчиков в качестве «материала для исследования», которые поддержали выдвинутое мнение.

    Таким образом, хроматическая гамма состоит из двенадцати звуков (без учета повторения основного тона) и не является отдельной ладовой системой. Он встроен во все мажорные и минорные тональности. Чтобы научиться его строить, нужно знать некоторые правила. Приведенные в статье образцы (тональность до мажор ре мажор, ля минор ми минор ) наверняка помогут вам в самостоятельном построении различных хроматических гамм.

    р >> .

    Смотрите также