Врач клинический психолог это


Чем отличается психолог от психотерапевта и психиатра? ~ Психолог Екатерина Надточий

Если болит душа, то к кому обращаться? Здесь мои исследования российского законодательства и знания полученные в ходе обучения. Отличие психолога от психотерапевта и психиатра базируется на полученном образовании, правах и обязанностях.

Психиатр

Психиатр (псих + греч. iatros — врач) — врач, получивший высшее медицинское образование по психиатрии. Применяет в своей практике в основном фармакотерапию (лечение лекарственными средствами). Дополняет лечение и назначением психотерапии, но сам, если у него нет дополнительного специального психотерапевтического образования психотерапию не проводит. То есть, если вам нужна диагностика на присутствие/отсутствие психических заболеваний, медикаментозная помощь (лекарства), то это к психиатру.

Психотерапевт

Психотерапией у нас в стране могут заниматься врачи-психотерапевты и клинические (медицинские) психологи прошедшие специальное обучение включающее в себя программы по психотерапии. У врачей-психотерапевтов — медицинская психотерапия. При необходимости врачи-психотерапевты могут назначить медикаментозное лечение, если у них есть на это лицензия. у клинических (медицинских) психологов — немедицинская психотерапия. Клинические психологи не имеют права рекомендовать и назначать лекарства.

На настоящий момент я не нашла отличий в применении медицинской и немедицинской психотерапии. В связи с тем, что в нашей стране идет пока становление психологической/психотерапевтической сферы услуг и поэтому на законодательном уровне еще не дали четких определений в этом разделе. Сейчас готовится «Закон РФ (проект) О психотерапии и специалистах, занимающихся психотерапевтической деятельностью», где уже прописаны более четкие границы. Но пока закон не принят, эти два понятия «медицинская» и «немедицинская психотерапия» разнятся только по тому, кто ее применяет: врач или клинический (медицинский) психолог. Методы психотерапии применяются одни и те же в зависимости от выбора специалиста.

Психолог

Психолог — специалист с высшим психологическим образование или переподготовкой по специальности «Психология». Психолога часто путают с врачом. Но это не так. Психолог не имеет права рекомендовать, выписывать и назначать лекарственные препараты. Психологи проводят психологические консультации, психокоррекцию. И здесь тоже мы упираемся в размытое поле определений. На законодательном уровне психолог не может называть себя психотерапевтом, но при этом у него в работе могут применяться психотерапевтические методы, которым он обучался.

Надеюсь, вы прояснили для себя чем отличается психолог от психотерапевта и психиатра.

Резюмирую коротко:
психиатр — это врач, может быть психотерапевтом, если получит дополнительно образование по психотерапии;
психотерапевт — это врач, он же врач-психиатр, с подготовкой по психотерапии;
клинический (медицинский) психолог — не врач, но с соответствующей подготовкой по психотерапии может заниматься немедицинской психотерапией;
психолог — это не врач и не психотерапевт, проводит консультации и психокоррекцию, использует в работе психотерапевтические методы.

Психиатр и психотерапевт — имеют медицинское образование. Психолог — психологическое. Немедицинская психотерапия применяется клиническим психологом.

Видео «Круглый стол «Законодательные инициативы в области оказания психологической помощи и психотерапии в Российской Федерации», 30 марта 2018 года, Санкт-Петербург.»

Если нашли неточности в статье, то прошу написать мне на эл. адрес [email protected] Всегда рада конструктивному диалогу и сотрудничеству.

Екатерина Надточий, клинический психолог


Медицинские (клинические) психологи

Главная \ Врачи и специалисты \ Медицинские (клинические) психологи

Отличие медицинского психолога от «гражданского» кардинальны: последний не имеет медицинского образования. Иными словами, он не врач, а значит, не имеет права выписывать лекарственные средства, ставить медицинские диагнозы, назначать в соответствии с предполагаемым диагнозом какое-то фармакологическое лечение. В профессиональной деятельности такого психолога есть понятие лишь психологического диагноза, который не имеет ничего общего с медицинским. 
 

Другое дело психолог медицинский. Это такой же врач, как психотерапевт и психиатр. В отличие от психиатра, в поле зрения медицинского психолога находится личность, индивидуальность, а не конкретное заболевание или симптом. Их работа если и не опасна, то без сомнения трудна. Медицинские психологи занимаются нейропсихологической и патопсихологической оценкой человеческой личности. Они балансируют на стыке двух фундаментальных наук — медицины и психологии.
 

В обязанности медицинских психологов входит также и психологическое консультирование (индивидуальное и групповое, в т.ч. семейное), психологическая коррекция, проведение психотерапевтических мероприятий и психологической реабилитации. 
 

В Центре клинической психиатрии медицинские психологи работают в тесном контакте с психотерапевтами и психиатрами, что делает возможным всестороннее воздействие на пациента, имеющего проблемы в психоэмоциональной сфере.

 

Медицинские (клинические) психологи занимаются диагностикой — нейропсихологической,  патопсихологической, оценкой личности человека. Знания медицинских (клинических) психологов не заменяют, а дополняют знания врачей, так как они базируются на разных научных фундаментах — психологической и медицинской науке.
 

Помимо диагностики, медицинские (клинические) психологи занимаются также  психологической коррекцией  - экзистенциальной (гуманистической), психодинамической,  когнитивно-бихевиоральной (когнитивно-поведенческой).

Чем отличается психолог от психотерапевта и психиатра — основные моменты

Меня часто спрашивают, в чем отличие психолога, психотерапевта и психиатра? Однако и нередко слышу скептические утверждения: «Да зачем они нужны?!», «Бесполезная трата денег и времени!», «Чем они могут помочь?!», «Откуда им знать мою жизнь?!», «Учить еще будут, у меня больше опыта!», «Я сильный!», «Что, я псих что ли?!».
Давно хотел написать о недостатках психологического и медицинского образования и проблемах психотерапии в нашей стране. И вот, наконец, опрос, проведенный на одном из порталов, подвиг меня на это.
Статья будет неким обзором профессий и проблем психотерапии, которые, на мой взгляд, являются наиболее острыми на сегодняшний день. Также я думаю, статья поможет в поиске и выборе к кому пойти решившимся начать собственное развитие.
Начну с психологов. Психолог, педагог-психолог. Такое образование можно получить в гуманитарных вузах. Если факультет психологический, обычно у такого специалиста больше знаний в психологии, так как на факультете психологии и педагогики много времени отдается на педагогику. Специалист не может ставить диагноз.
Где может работать такой специалист? Психологи обычно работают в дошкольных и школьных учреждениях, в отделах по работе с персоналом, в научной среде. Обычно их работа сводится к тестированию, выявлению различных факторов влияющих на «что-нибудь». В детских садах это различные игры с детьми, в том числе развивающие. Так же психологи проводят беседы с детьми и родителями, сотрудниками компаний. Беседы могут затрагивать различные проблемы профориентации, мотивации, решения конфликтных ситуаций. Такие беседы можно назвать психологическим консультированием. В научной среде психологи проводят массу социальных исследований.
Следующий специалист это клинический или медицинский психолог. Это образование тоже можно получить в гуманитарных вузах и совсем недавно в медицинских вузах открылись факультеты клинической психологии. Клинический психолог не является врачом и не может выписывать лекарства и ставить диагнозы. Однако может выступать экспертом в психолого-психиатрической экспертизе. Часто это ничего не значит. В нашей стране, врач все, психолог — ничто.
Где может работать такой специалист? Главное отличие клинического психолога от психолога в том, что он может работать в медицинских учреждениях. Специалист этой области обладает бо’льшими знаниями в физиологии и анатомии ЦНС, психиатрии, так как работа в медицинских учреждениях предполагает работу с патологиями. Обычно такие специалисты работают с детской патологией, пациентами, получившими черепно-мозговые травмы, кровоизлияния вследствие инсульта. В психиатрических больницах работают в паре с психиатром, — это беседы, тестирования, развивающие игры или упражнения. Часто параллельно ведут научные исследования.
Психиатр. Данное образование можно получить только в медицинском вузе. Психиатр — это врач, он может выписывать лекарства и ставить диагнозы, может выступать экспертом в психолого-психиатрической экспертизе.
Где может работать такой специалист? Психиатры работают в медицинских учреждениях или частным образом. Обычно занимаются психиатрическими проблемами. Суть работы сводится к правильному подбору лекарственной терапии. Предполагалось, что клинический психолог как раз должен взять на себя работу с психологическими проблемами пациентов. На деле это часто не так, то есть психикой пациентов в психиатрических больницах никто не занимается, я имею в виду поддержание, развитие, реабилитацию, психотерапию.
Психотерапевт. Вот мы и дошли до этого интересного названия. Где можно получить такое образование? До недавнего времени в России — нигде. Сейчас есть официальная профессия «психотерапевт», и получить ее можно в медицинских вузах. Психотерапевт — это врач, имеющий право выписывать лекарственные средства. Предполагается, что такой специалист будет работать и с психологическими проблемами, и с психиатрическими, совмещая вербальную терапию с лекарственной. К сожалению, на деле это не так, ведь программа образования до недавнего времени ни чем не отличалась от программы образования психиатра.
Где может работать такой специалист? Психотерапевт работает в медицинских учреждениях, круг проблем обычно схож с работой психиатра.
Теперь о недостатках образования в нашей стране. Расскажу о них с точки зрения работы с людьми в качестве психотерапевта, так как я работаю, как психотерапевт.
Главная проблема в нашей стране — отсутствие психотерапевтических школ и преемственности, также как и отсутствие самого понятия «психотерапия» как лечение словом. Ведь ввести профессию в медицинском вузе и внести ее в перечень официальных профессий, — всего лишь формальность. Психотерапевт должен работать с психикой пациента. А как с ней работать, если он не знает ни одного психотерапевтического направления? Хорошо, если знакомы с Эриксоновским или директивным гипнозами. В России будущие психологи обучаются теории психологии и немного теории психотерапии и, выходя из учебного заведения, не знают, что делать с живыми людьми, ведь на лекциях в лучшем случае расскажут о наличии различных направлений работы. Конечно, есть практика, но она минимальна. К счастью, Железный занавес убрали и теперь у психологов и врачей, которые по-настоящему хотят быть психотерапевтами, есть возможность обучаться различным направлениям от первоисточников, выезжая за границу или посещая семинары приезжающих сюда специалистов. Что хорошие специалисты, уважающие себя и свою профессию, и делают — изучают необходимые им в работе направления, чтобы стать настоящим психотерапевтом. То есть после своего вуза посещают обучающие программы, которые зачастую могут превышать сроки самого образования, например, такие как гештальт-терапия, психоанализ, биосинтез, биоэнергетический анализ, психодрама, транзактный анализ, семейная терапия, символдрама и многие другие. Среди врачей нередки случаи, когда врач кроме изучения психотерапевтического направления, получает психологическое образование. Есть даже вузы, которые специально занимаются переподготовкой врачей. Зачем? — Потому что психологического образования нет в медицинском вузе. К сожалению не каждый врач приходит к пониманию, что человек — это не ухо, голова, нога и мозг, а психофизиологическая структура, и рассматривать ее нужно целиком, а не кусками. Вот я и подошел к первому недостатку медицинского образования в психологии, который можно сформулировать. Как и врач любого другого направления, психиатр или психотерапевт рассматривает психику человека как орган, то есть лечит орган — мозг (а если у Вас слюни течь будут, или ноги откажут, это будет проблемой другого доктора). Второй недостаток, это отсутствие гуманитарного образования и психотерапевтического направления в медицинском вузе. Наверное, меня попытаются опровергнуть, но факт давнишний, даже пословица народная есть «одно лечим, другое калечим», и фактов переподготовки полно. Ну, а что же с психологами? Уж они-то понимают, что человек — это единое целое? Не тут-то было. Психологи, получившие гуманитарное образование, не имеют представление о теле человека. Часто даже вытесняют его, несмотря на целое направление в психологии — психосоматику. Есть проблемы в голове, при чем здесь почка или биохимия мозга? Сформулировать проблему, думаю можно следующим образом: отсутствие какого-либо медицинского образования у психолога дает возможность уходить в мистику и совершенно забывать, что существуют чисто соматические проблемы, влияющие на психику, которые могут быть первичны. На мой взгляд, решение проблемы для психолога, — пойти на повышение квалификации до клинического психолога, что даст некоторую заземленность и приблизит к реальности. Итак, варианты повысить квалификацию и дополнить свое образование есть. А что же дальше? А дальше, у любого специалиста, желающего работать с психикой человека должен начаться курс личной терапии. И вот это проблема может оказаться серьезнее пробелов в образовании. Человек попросту не может проводить психотерапию, имея собственные неосознанные и непроработанные проблемы, потому что не может абстрагироваться от них и увидеть суть проблемы клиента. Да и понять, как выстраивается проблема, можно только на личном опыте. Открою маленькую тайну: из-за отсутствия культуры посещения психотерапевта в нашу профессию люди бессознательно идут лечить себя. Но сколько из них впоследствии идут на личную терапию? То есть осознают это. В моем первом гуманитарном вузе — не было ни одного. Во втором — несколько, причем краткосрочно. И вот это по-настоящему страшно. Не имея собственной проработки, тысячи психологов и психотерапевтов навешивают свои проблемы на клиентов. И дело даже не в паранойяльной идеи, что они что-то изменят в психике, без моего ведома, навредят, или повлияют, какими-то техниками. Психику человека изменить не так просто, и плохой специалист ничего не сделает, но самое вредное, — он создаст иллюзию работы у клиента. То есть для клиента психолог или психотерапевт, это доверенное лицо, которому он рассказывает серьезные вещи, которые зачастую не расскажет партнеру, другу, родителям. Через какое-то время клиент почувствует, что все в холостую и работы не происходит, и это может оказаться очередной психотравмой, потому что это будет предательство. Нужно найти в себе силы пойти к другому специалисту. Пойдет ли? Вред нанесенный такими специалистами еще и дискредитация профессии, и без того еле зарождающейся в нашей стране. Личная терапия никак не регламентирована. В одном частном вузе после обучения нужно пройти 10 сеансов, что является формальностью, но хотя бы так, в длительных западных программах, привозимых в Россию, — кое-где и кое-как. Контролировать это сложно по ряду причин. Пожалуй, самый серьезный подход к этому в психоанализе и гештальт-терапии, там личная терапия строго регламентирована. Оба направления преподаются только в частных вузах. Ни в одном государственном вузе,  гуманитарном или медицинском, нет регламента на прохождение личной терапии. А теперь представьте, если психолог или врач пошел в психотерапию, то он так или иначе дойдет до понимания, что личная терапия ему нужна, или просто произойдет естественный отбор и у него не будет клиентов, то все остальные, те, кто пойдут в другую область работы не дойдут до личной психотерапии никогда. Просто не зачем. Сами не осознают, сверху не скажут.  Психологи, работающие с детьми в детских садах, школах, тренеры, обучающие навыкам подростков и взрослых, психиатры, работающие с пациентами, не имея личной проработки, на мой взгляд, это страшно. А вам как?
А как у них?
Почему же на Западе и в Америке врач-психоаналитик работает с людьми и консультирует, а не занимается только фармакотерапией и тестами? Все пошло от любимого мной Сигизмунда Яковлевича, он был врачом и он создал  психоанализ. Поэтому на Западе, а затем и в Америке, любой врач психиатр — это психоаналитик. Система образования построена так, что специалист обладает должными медицинскими и фармакологическими знаниями и умеет работать с людьми, а не с таблетками, причем все это важно в равной степени, нет никаких перекосов. Кому этого мало разрабатывают и изучают другие психотерапевтические направления, и их много. Возможно, я напишу статью и об этом. Чаще всего все эти специалисты — врачи M.D. (Medicine Doctor), но сейчас есть возможность заниматься психотерапией, не будучи врачом, имея образование P.D. (Psychology Doctor). Но самое главное, невозможно получить лицензию, если нет личной психотерапии. Ее просто не дадут.
Так что же такое психотерапия и кто такой психотерапевт?
На мой взгляд, психотерапия это искусство. А психотерапевт, несомненно, должен быть талантливым человеком, понимающим и осознающим себя и как следствие других людей. Видеть в человеке не проблему, которую нужно выковырять, а личность, любить людей. Не столь важно, какое образование, легко прикрыться корочкой врача, но при этом быть больным на всю голову, тем более что врач априори вызывает доверие или корочкой престижного гуманитарного вуза, при этом иметь только теоретические знания, важна личная проработка и желание узнавать людей. Я знаю, психологов, которые не только понимают больше врачей про тело и психику, но и разрабатывают свои техники и даже целые направления, которые признаны в мире, и развивают их. Я знаю врачей-психиатров, которые получили образование психолога, потому что поняли, что медицинского образования мало и/или недостаточно для работы с людьми и продолжают обучаться различным направлениям.
Как же выбирать специалиста?
Главный критерий, который нужно учесть в выборе такого специалиста, — это его интерес к своей профессии. Я думаю, что специалист, живущий психотерапией, а в данном направлении по-другому просто нельзя, будет иметь не одно базовое образование, получив его 10 лет назад, а еще много различных курсов и семинаров. В остальном нужно полагаться на свое чутье, обычно психотерапевт и клиент подходят друг другу по разным причинам, если это произошло — хорошо, если нет, — не ленитесь искать другого специалиста. Через какое-то время Вы сами должны почувствовать свои изменения, если их нет, значит что-то идет не так. Для начала это можно обсудить со специалистом, а дальше верить в свою интуицию, ведь психотерапия именно про движение к себе, про чувствование себя, прежде всего, а не решение какой-то определённой проблемы.
Нужна ли мне психотерапия или можно обойтись друзьями?
Я часто слышу: «я сильный», «сам справлюсь». Это хорошо, когда есть такой ресурс, но зачем себя насиловать? Ходить и носить в себе что-то годами, «справляясь». В такой ситуации речь уже не про жизнь, а про выживание. Можно же потратить этот ресурс и на что-то более полезное, чем ношение в себе проблем. Или еще одна фраза: «Что я псих что ли?!». На мой взгляд, в этом больше нездорового, опять же в ношении проблем в себе, гордясь этим. Есть некий миф, что к психотерапевту ходят только больные люди, а если я пойду, то я окажусь больным, да еще и коллеги и друзья узнают. Больные люди лечатся у психиатра и сами к нему приходят редко, зачастую доводя себя до состояния, когда просто попадают в больницу. И это не наследственные заболевания, а значит, все можно было решить, не усложняя проблемы психиатрией. Так кто здесь больше больной? Тот, кто вовремя решает идти к психотерапевту, или тот, кто попадает в больницу с диагнозом? Конечно, еще влияет советское время, когда психиатры были средством запугивания. Это факты нашей истории, но время поменялось. Я не встречал в своей практике, чтобы настоящие друзья и близкие осуждали клиента по-настоящему. Страхи, что человек изменится и прервет отношения — всего лишь зависть, что человек может себе позволить заниматься собой и не скрывать этого, ведь они тоже хотят, просто боятся. Это что касается близких. А если говорить про чужих людей.  Во-первых, какое Вам до них дело, что они про Вас подумают? А во-вторых, это как обратная сторона медали, часто это больное самомнение, Вы думаете, чужим людям есть до Вас дело? Всем 7-ми миллиардам? Еще один миф: «Чему может научить психолог, если у меня опыта больше?» Психолог или психотерапевт ничему не учит, не рассказывает, как жить, не дает советы и ему совершенно не нужно быть банкиром, менеджером или еще кем-то. Несмотря на уникальность каждого человека, источники проблем у всех почти одни и те же, важнее понять, как помочь человеку осознать и разобраться в конкретной ситуации, найти подход к человеку, а это уже про профессионализм психолога или психотерапевта. Стоит ли писать о мужественности, по-моему, уже избито, что мужественность заключается не в держании себя в руках, отрицании собственных эмоций, и проблем, а как раз, наоборот, в признании проблем и умении выражать свои эмоции. В дополнении открою еще одну маленькую тайну, — психологические проблемы есть у всех. Психологические травмы происходят, начиная с момента появления психики, то есть до рождения. Разница лишь в том, как психика справляется с ними и есть ли у нее возможность для этого и каков результат. Вкратце, причиной возникновения травм является наша цивилизация, строение социума, запреты, правила, поведение и т.д. Об этом еще Фрейд говорил, что — «Невроз — это плата за цивилизацию». А поскольку травмы происходят в перинатальном периоде или раннем детстве, то они неосознанные, и поскольку они неосознанные они влияют на наше поведение. Разница лишь в степени выраженности, насколько сильно они влияют на нас. Всегда задавался вопросом, почему-то к стоматологу ходить 2 раза в год вопросов не возникает, в парикмахерскую — ежемесячно, а психика, что гораздо тоньше почему-то игнорируется.
Еще одним критерием пойти к психотерапевту является тело. Как говорил Александр Лоуэн, основатель биоэнергетического анализа: «Вы — это Ваше тело». Если есть боли, которые не могут диагностировать, какие-то изменения, которые якобы незначительны, имеет смысл обратиться к психотерапевту. Как я, уже говорил человек — это психофизиологическая структура, и ничто в теле и психике не происходит просто так и все, что происходит взаимосвязано. Медициной уже признано, что псориаз имеет психологическую основу, так же и, как и многие язвы и аллергии. И как бы это страшно не казалось, если мы не осознаем свои проблемы психики, то они неминуемо отражаются в теле, с возрастом это приводит к тяжелейшим последствиям. Из своего опыта я могу сказать, что любая психологическая проблема отразится в теле в качестве заболевания. Об этом я расскажу в другой статье.
Кроме решения какой-то конкретной проблемы или поддержание в стрессовой, острой ситуации, психотерапия это еще и развитие личности. Не нужно путать с количеством накопленных знаний или умений. Часто под развитием понимают именно это. Важный критерий нужна терапия или нет, это то, как Вы себя чувствуете. Если что-то не так, но Вы не знаете что, что-то тревожит, нет пресловутого счастья, — я думаю, стоит заняться собой. И это не про «пойти на фитнесс», это звонок из бессознательного, о накопленных, но неосознанных проблемах. Что чаще делают люди? Идут в кино, на рыбалку, едут в отпуск, выпивают, едят торт. Но это отвлечение, а не решение, а между тем проблемы накапливаются. Это все равно, что замазывать прыщи тональным кремом, хотя некоторые так и делают. Но тут уже, как говорится на вкус и цвет товарищей нет. Друзья — это хорошо, но вопреки опросу проведенному порталом, я не думаю, что все всё обсуждают с друзьями, родителями, партнёрами. Исходя из своей практики, я думаю, что многие лукавят и хотели бы, чтобы так было, но обычно это не так. Кроме того, обсуждение проблемы — не работа над ней. Друзья, родители, партнеры — заинтересованные лица, они находятся в системе отношений с Вами и, имея свои неосознанные и не решенные проблемы, могут поддержать Вас в любой глупости как минимум, и как это ни прискорбно, чаще это неосознанная выгода для них. Кроме того, если задуматься, то зачем из близких и друзей делать ведро для слива проблем? Когда с близкими можно поделиться проблемами это одно, но когда вы не можете решить проблему, то постоянно к ней возвращаетесь в схожих ситуациях, диалогах, выпивая. Ведь психика требует решения проблемы, и Вы как пластинка говорите об одном и том же. Думаете, что это надо вашим друзьям и близким? Кроме того, конечно это про ответственность. Взять ее на себя, а не засунуть в друга, бутылку или положить на торт. Психотерапевт может посмотреть на проблему не предвзято со стороны, кроме того, точно не даст совет, так как совет это чье-то готовое решение, может и не самое худшее, но точно не Ваше, а если не Ваше, то в психике ничего не изменится.

Подводя итоги и отвечая на главный вопрос статьи, я скажу следующее. К сожалению, в нашей стране государству нет дела до психотерапии. Причины этого — тема не данной статьи. В медицинских вузах к современным западным и Американским техникам относятся как к шутке, в гуманитарных вузах до сих пор преподают советскую теорию, которая важна, но не имеет никакого отношения к работе с людьми и к психотерапии. В России я знаю одного современника, изобретшего новый метод психотерапии — танатотерапию, и это В. Ю. Баскаков. И это 80-е годы. Этот метод, как и другие, не преподаются в государственных вузах и даже не упоминаются. В паре частных вузов пытаются преподавать теорию некоторых современных методов психотерапии. Кстати, современных это мягко сказано: биоэнергетический анализ — А. Лоуэн, 40-50-е года прошлого века; биосинтез — Д. Боаделла, 70-е года, «Бодинамика»; была изобретена также в 70-х годах Лизбет Марчер; психодрама — Якобо Морено, 20-е года; трансактный анализ — Эриком Берн, 60-70 года; , модные сегодня «расстановки по Хеллингеру», введенные Хелингерым в 80-е годы, а основанные на еще более ранних опытах Эрика Берна и Артура Янова, и многие другие. Более ранние опыты ранних западных и Американских психотерапевтов позволяют их ученикам создавать новые методы, включая их в современный опыт. В России распространение методов психотерапии, по сути, является частной инициативой, как среди преподавателей вузов, государственных и частных, так и приглашение специалистов с их программами, и создание филиалов западных программ. Что же касается образования, назваться психотерапевтом (официально в нашем государстве), прикрывшись медицинским образованием, не означает, что вы получите специалиста по психике, так же как назваться психологом не будет значить, что это специалист по душе, работающий с психикой, а не с тестами. Что же делать? Искать! Смею Вас уверить, что в России есть психотерапевты не по образованию, а по призванию. Есть люди, лечащие словом, а теперь, исходя из современных тенденций в западной психотерапии, словом, включая тело, то есть работающие с людьми целиком, а не с мозгом или с таблетками, и не важно какое у них образование изначально, — главное, что они делают сейчас, чем увлекаются, как совершенствуются.

Работа клинического психолога требует серьезной подготовки, но это крайне перспективное и интересное направление психологии

11:22, 1 июня 2020

О направлении "Клиническая психология" рассказывает руководитель образовательной программы Мария Лаврова

Департамент психологи УрФУ за 20 лет подготовил более 1000 специалистов в области клинической психологии, которые решают широкий спектр задач. О том, как проходит обучение, чем занимаются выпускники рассказывает руководитель образовательной программы специалитета "Клиническая психология" Мария Александровна Лаврова.

Мария Александровна, сразу зададим вопрос, который возникает у абитуриентов и их родителей, которые поступают к нам: чем отличается клиническая психология от психологии?

Начнем с того, что, клиническая психология – психологическая наука и практика, объектом которой является человек с трудностями адаптации и самореализации, связанные с его физическим, психологическим, социальным и духовным состоянием, а также системы профилактики и восстановления здоровья. То есть компетенции клинического психолога крайне широки и охватывают изучение факторов дезадаптации и развития нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также оказание психологической коррекции, психологического консультирования, психологической экспертизы в рамках кризисных и экстремальных ситуаций. Клиническая психология изучает такие области, как нейропсихологическая реабилитация, коррекционно-развивающее обучение, психотерапию, патопсихологическую диагностику, психологию здоровья и спорта, клинико-психологическую помощь ребенку и семье и многое другое.

Бакалавриат «Психология»  - это первая ступень высшего образования, продолжительностью 4 года. Степень бакалавриата даёт выпускникам общую подготовку и знания в области психологии в целом, базу для начала карьеры в профессиональной психологии, а специалитет «Клиническая психология» -  это 5,5-летняя программа высшего образования для будущих практикующих клинических психологов. Отмечу, что специализация нашего направления «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях» (т.е. особый акцент делается на оказании психологической помощи в экстремальных ситуациях, кризисном консультировании, психологической профилактике стресса).

Во-вторых, это немного разные профессиональные перспективы. Клинический психолог имеет право работать в системе здравоохранения (государственные и частные больницы), в службах психологической помощи (например, Центр экстренной психологической помощи МЧС), в реабилитационных и диагностических центрах.

А чем они занимаются? Какой у них функционал?

Повторюсь, что спектр задач клинического психолога очень широкий: психологическое консультирование в рамках профилактических, реабилитационных процессов, психологическая диагностика и экспертиза, в т.ч. психологических и психофизиологических сложностей у людей, находящихся в стрессовых и кризисных ситуациях, имеющих зависимости или психосоматический заболевания.  Работают с детьми: исследуют факторы дезадаптации, занимаются психологической коррекцией, обучением.

Каждый родитель переживает за своего ребёнка, который выбрал такой профессиональный путь, ведь это достаточно напряженная работа. Как можете их успокоить?

Работа клинического психолога требует серьезной подготовки, грамотного принятия решений, ответственности. Но это крайне перспективное, интересное, междисицплинарное направление психологии. Обучение реализуется в рамках образовательного стандарта: студенты получают фундаментальные, теоретические и практические знания, затем проходят практику у партнёров и работодателей, то есть включаются в процесс освоения специальности постепенно и под супервизорством специалистов. Кроме того, в Департаменте реализуются различные проекты, помогающие лучше понять работу клинического психолога, стать более конкурентноспособными и подготовленными.

Расскажите немного о процессе обучения.

Сложно вкратце рассказать о насыщенном обучении специалитета. На протяжении трех лет студенты клинической психологии получают базовые знания в рамках дисциплин, во многом схожих с дисциплинами бакалариата (начиная с основ философии, иностранного языка и экономики). Начиная с 3 курса, их пути все больше расходятся: появляется больше психологических дисциплин, связанных с изучением здоровья и болезней (Основы клиники внутренних болезней, Психиатрия; Клинический психоанализ, Основы психотерапии; Психология реабилитации и восстановления высших психических функций), изучается блок дисциплин, посвященных психологии адаптации, стресса, кризисных, чрезвычайных, экстремальных ситуаций («Психодиагностика в деятельности психологов силовых структур», «Экстренная психологическая помощь» Профилактика зависимого поведения, Психология горя). Кроме того, студенты проходят педагогическую практику в образовательных учреждениях, получают первый профессиональный опыт, проходя практику в учреждениях здравоохранения, силовых структурах, нейропсихологических центрах и др.; имеют возможность участвовать в инновационных проектных разработках, научных проектах Лабораторий Департамента.

Уральский федеральный университет не является медицинским вузом, нет ли сложностей с трудоустройством у выпускников в медицинские учреждения клиническим психологом?

Подчеркну, что клиническая психология подразумевает психологической образование, т.е. это не врачебная специальность. Но согласно нормативным документам только психолог, имеющий специальсность «Клинический психолог», может работать в медицинских учреждениях. Наши выпускники трудоустраиваются во многие медицинские учреждения, как в государственные, так и в частные. Во время прохождения практики, на защите диплома студенты, демонстрируя свои знания и возможности, получают предложения о трудоустройстве от наших партнеров, которые работают в медицинской сфере и в системе здравоохранения.

Что посоветуете нашим абитуриентам?

Не зависимо от того, что выберут абитуриенты, желаю осознанности и любознательности. Перед Вами открываются горизонты, Уральский федеральный университет и Департамент психологии дают возможность интересного пути их освоения.

Уральский федеральный университет — один из ведущих вузов России, который в 2020 году отметил 100-летие. УрФУ расположен в Екатеринбурге. Университет выступает инициатором создания и выполняет функции проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня «Передовые производственные материалы и технологии», который призван решить задачи национального проекта «Наука».

Медицинский психолог

Медицинская психология – это дисциплина, изучающая особенности возникновения и развития нарушений психической деятельности человека и роль внешних и внутренних факторов в патогенезе и лечение этих нарушений.
Нередки ситуации, когда у человека наблюдаются явные признаки психологических нарушений с показаниями к коррекции, но при этом полное непонимание: нужна ли здесь психотерапия или достаточно ряда встреч с психологом? Одним кажется неудобным беспокоить "по пустякам" серьёзного врача, другие боятся впасть в противоположную крайность и недооценить нарушение у себя или своих близких.
На сегодняшний день в мегаполисах у большинства людей всех возрастов есть признаки невроза – хотя бы лёгкой степени. Это пограничное нарушение, при котором начинать диагностику имеет смысл с визита к клиническому психологу. Он точнее других своих коллег сможет определить, возможно ли решение проблемы без врачебной помощи.


Клинический психолог (он же медицинский психолог) – это квалифицированный специалист, медицинский работник с высшим образованием, обладающий знаниями и в психологии, и в медицине. Залогом тому служит полученное профессиональное образование в области психотерапии. Курс, который проходят клинические психологи, состоит как из психологических дисциплин, так и из медицинских. В числе последних:
• пaтoпcиxoлoгия;
• психотерапия
• сексология
• психофармакология
• нeйpoпcиxoлoгия;
• пcиxocoмaтикa;
• психиатрия;
• неврология;
• наркология.


Логично, что и сфера применения навыков клинических психологов - пограничные состояния. Они наиболее точно диагностируют проблему, после чего могут направить к психологу либо к психотерапевту, а могут продолжить заниматься с пациентом сами, т.к. в значительной мере обладают познаниями и умениями обоих специалистов.

Главное отличие от обычного, "гуманитарного" психолога - компетентность во врачебных вопросах. А основная разница с психотерапевтом - в неприменении фармакологических средств в психологической коррекционной работе.
Клинические психологи работают и со взрослыми, и с детьми. Они способны заниматься психологическим консультированием и психологической коррекцией. Их профессиональная деятельность охватывает широчайший спектр задач:

• изучение изменения отдельных психических функций при соматических и психических заболеваниях;
• исследование типов личности пациента (акцентуации и аномалии) определяющих реакцию пациента на болезнь;
• изучение психологии медицинского работника и их взаимоотношения;
• изучение психологии лечебного взаимодействия медицинской этики и деонтологии;
• исследование психического профиля больных при различных патологиях; Изучение отклоняющегося (дивиантного) поведения;
• исследование возрастной и клинической психологии;
• изучение психологии семейных отношений;
• психокорекция, психотерапия и психологическое консультирование.


В медицинском центре “Здоровье для всех” создана атмосфера доверия. Конечно, многим бывает трудно начать делиться откровениями с незнакомым человеком, но такие преграды обычно успешно преодолеваются уже на первых порах нашим специалистом – медицинским психологом Савельевой Еленой Казимировной. Здесь важно помнить, что психологи в силу своей профессии соблюдают принципы конфиденциальности, и "подводная часть айсберга" остается в границах стен кабинета.


Когда вы общаетесь с клиническим психологом, то имеете дело с профессионалом, точно так же, как в случае с врачом или с юристом. Его цель - помочь вам справиться с проблемой. И уже сам факт, что вы решаетесь прийти и пройти хотя бы первичную консультацию - это уже огромный шаг к решению ваших задач.


Решить задачу как можно быстрее и проще - это не только вопрос человеческой и профессиональной этики. Здесь есть фактор прямой выгоды. Об уже решенных психологических проблемах люди рассказывают куда охотнее, чем о существующих. Довольные клиенты часто делятся информацией со своими знакомыми, и чем лучше рекомендации, тем больше приток новых клиентов и тем выше репутация центра.

Подробный перечень предоставляемых услуг

Смотрите прейскурант на услуги медицинского психолога

где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Обновлено

Клинический психолог – человек, специализирующийся на психологической диагностике, консультировании, разных видах психотерапии. Изучает психические явления и нарушения через призму их взаимосвязи с различными заболеваниями. Клиническим психологом может стать абитуриент, который любит биологию, математику, обществознание. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Вы даже не подозреваете, какая мощь скрывается внутри вас. Всё, что вам нужно сделать — это узнать, в чём ваша сила и как её применить. Тест «Талантум» основан на практиках, применяемых успешными людьми.

Читайте также :

Краткое описание

Методы клинической психологии используются в классической медицинской практике. Эта область стала активно развиваться в конце XIX века, она тесно связана с психиатрией. Существует несколько разделов клинической психологии: психотерапия, нейропсихология, психосоматика и другие. Клинические психологи обладают глубокими знаниями в сфере анатомии и медицины. Направление широкопрофильное, ведь специалисты несут ответственность за гармоничное развитие психики, адаптацию, психологическую поддержку и реабилитацию пациентов.

Особенности профессии

Клинические психологи чаще всего взаимодействуют с людьми, которые испытывают сложности в вопросах, связанных с адаптацией, самореализацией, становлением личности. Эти процессы зависят от социального, духовного и физического состояния пациента. Клинические психологи используют следующие методы:

  • беседы, наблюдение;
  • психофизические, анамнестические, биографические, экспериментально-психологические методы;
  • изучение продуктов деятельности и творчества.

Клинический психолог в вузе изучает целый комплекс естественнонаучных дисциплин, а также анатомию ЦНС, нейропсихологию и нейрофизиологию, психодиагностику и т. д. Дипломированные специалисты выполняют следующие виды работ:

  • сбор анамнеза, выполнение психодиагностики;
  • разработка мер, направленных на коррекцию психоэмоционального состояния пациента;
  • оказание помощи в самоидентификации, социальной адаптации, налаживании внутрисемейных отношений;
  • подготовка схемы медикаментозного лечения при необходимости;
  • проведение психологической экспертизы;
  • социальная деятельность в рамках помощи незащищенным слоям населения: дети, инвалиды и т. д.;
  • составление заключений по итогам выполненной работы.

Они работают с разными группами людей. Оказывают помощь пациентам, которые перенесли психологическую травму, страдают от приобретенных или врожденных заболеваний, испытывают потребность в социальной адаптации, например, после отбывания наказания в тюрьме. Обратите внимание на то, что клинические психологи не работают с тяжелыми психическими состояниями: шизофрения, биполярное аффективное расстройство и другие.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы
  1. Клиническая психология – популярное направление, в услугах этих специалистов заинтересованы пациенты любого возраста.
  2. Огромный выбор форм профессиональной деятельности: частная практика, корпоративная или научная работа, вебинары и т. д.
  3. Высокий уровень дохода, который напрямую зависит от активности и профессионализма клинического психолога.
  4. Профессия подходит для людей с ограниченными возможностями (нарушение функции верхних и нижних конечностей), ведь можно предоставлять услуги в формате Skype-конференций.

Читайте также :

Минусы
  1. Выпускники вузов, не имеющие опыта, испытывают сложности при поиске постоянной работы или частных клиентов.
  2. Длительный и сложный процесс установления коммуникативных связей, доверительных отношений с пациентами.

Важные личные качества

Клинический психолог является собранным, внимательным и очень корректным человеком. Он склонен к длительному общению, постоянному мозговому штурму, умеет держать дистанцию и правильно расставлять приоритеты. Отличается объективностью, терпеливостью, деликатностью, порядочностью.

Обучение на клинического психолога

Профессию невозможно освоить на курсах или в ссузе, поэтому путь абитуриента, решившего изучать этот раздел психологии, лежит в вуз. Стоит сделать выбор в пользу специальности «Клиническая психология» (код: 37.05.01). Для поступления необходимо сдать ЕГЭ по следующим предметам:

  • биология – профильный экзамен;
  • русский язык – обязательный экзамен;
  • обществознание, математика, иностранный язык – на выбор вуза.

Направление подготовки имеет множество профилей: «Патопсихологическая диагностика и психотерапия», «Клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная психология» и другие. Срок обучения составляет 5 лет, профессия не требует прохождения последующей подготовки в ординатуре. Документы можно подавать в медицинские или многопрофильные вузы, в которых открыта рассматриваемая программа.

Лучшие вузы для клинического психолога

  1. РНИМУ им. Н. И. Пирогова.
  2. РГГУ.
  3. МГМСУ им. А. И. Евдокимова.
  4. МГУ им. М.В. Ломоносова.
  5. МГППУ.
  6. РГПУ им. А. И. Герцена.
  7. ПСПбГМУ.
  8. УрФУ.
  9. КФУ.
  10. ЮУрГУ (НИУ).

Курсы

ВГАПС

В академии открыто более 20 программ, которые могут заинтересовать клинического психолога. Доступны курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, форма обучения – дистанционная.

Читайте также :

Место работы

Клинические психологи смогут найти работу в поликлиниках, реабилитационных или узкопрофильных центрах, службах доверия. В них заинтересованы хосписы, детские дома, а также исправительные колонии, кризисные центры, органы государственной власти и т. д. Нередко специалисты занимаются ведением частной практики, в этом случае они могут выполнять функции корпоративных или семейных психологов, проводить вебинары, Skype-конференции, групповые тренинги.

Заработная плата

Клинические психологи имеют высокий уровень дохода, который зависит от региона, сферы занятости, количества трудочасов, а также фактического опыта.

Профессиональные знания

  1. Методы клинической психологии.
  2. Нейропсихология.
  3. Анатомия и физиология человека.
  4. Коучинг, групповая психотерапия.

Читайте также :

Примеры компаний с вакансиями клинического психолога

Клинические психологи | Детская Академия Речи

Между хорошо знакомым большинству людей классическим психологом и врачом-психотерапевтом/психиатром есть особое промежуточное звено – клинический психолог.

Клинический психолог – это специалист, который работает как со здоровыми людьми: детьми, взрослыми, семьями, так и с теми, у кого есть то или иное нарушение психических функций.

Клинический психолог, в отличие от психиатра и невролога, не ставит медицинские диагнозы и не назначает лекарства. Однако, так же как психиатр, он хорошо разбирается в психиатрии, клинической и специальной психологии.

Помощь детского клинического психолога актуальна при алалии, РАС, особенностях эмоционально-волевой сферы, СДВГ, если у ребенка наблюдаются вспышки агрессии, негативизм, нежелание вступать в контакт, замкнутость и другие сложности. В случае, если клинический психолог подозревает наличие психического или неврологического заболевания, он направляет ребенка к психиатру или неврологу для назначения медикаментозного лечения.

Возможна также и обратная ситуация – на прием к клиническому психологу может направить психиатр или невролог. Это связано с тем, что у большинства заболеваний имеются не только биологические, но и функциональные причины, с которыми и работает клинический психолог.

Клинический психолог часто является одним из ведущих специалистов в комплексной коррекционной работе (наряду с логопедом и нейропсихологом).

Задача клинического психолога – объяснять родителям мотивы поведения ребенка и обучать практическим способам преодоления конфликтов.

На базе Детской академии речи работают ведущие клинические психологи, среди которых – кандидаты наук, члены Международной Ассоциации Нейропсихологов и Психотерапевтов.

Большинство наших специалистов помимо основного образования «клиническая психология» имеет дополнительные квалификации по патопсихологии, нейропсихологии, кинезиологии.

90 000 Чем психолог отличается от психиатра?